Проект «Северный поток — 2» будет реализован, несмотря ни на что. Это утверждение главы «Газпрома» Алексея Миллера полностью разделяют и опрошенные News.ru эксперты. По их оценкам, Соединённые Штаты не способны воспрепятствовать строительству газовой магистрали от российского побережья через Балтийское море до Германии.
Накануне американский посол при ЕС Гордон Сондленд заявил, что у Вашингтона есть «много инструментов», чтобы затормозить работы по созданию газопровода, который, по его словам, делает Европу, а значит и США, уязвимыми. Ещё раньше, 11 ноября, американские сенаторы предложили Брюсселю содействие в отказе от российского природного газа. В разработанном ими законопроекте упомянута сумма в $1 млрд, которая может быть выделена Евросоюзу на финансирование энергетических проектов.
У Белого дома связаны руки
«Ну вы же всё сами видите — 200 километров уже построили. И остальное достроим», — сказал Миллер корреспонденту газеты «Коммерсант» в кулуарах саммита АСЕАН.
По словам партнёра консалтинговой компании RusEnergy Михаила Крутихина, ситуация сейчас складывается однозначно не в пользу администрации США, и грозная риторика её официальных представителей рассчитана, скорее, на то, чтобы запугать общественность.
«В законопроекте о сотрудничестве в области энергетической безопасности, предусматривающем также санкции против "Северного потока — 2", сказано, что США могут принять меры в отношении проекта только по согласованию с европейскими партнёрами. Эта оговорка фактически связывает Белому дому руки. Согласовывать свои шаги ему надо будет с Германией, а Германия в целом очень довольна тем, что русские строят ей ещё один газопровод», — пояснил эксперт News.ru.
По его словам, строительство идёт по плану, осталось лишь согласовать обход острова, принадлежащего Дании. И хотя Копенгаген пока молчит, это — техническая деталь, не представляющая серьёзного препятствия.
Проект нужен Европе
«"Северный поток — 2" однозначно выгоден Германии, Австрии, Франции, ряду восточноевропейских стран, в меньшей степени — Италии. Проект напрямую затрагивает их экономические интересы и обеспечивает беспрецедентную, не побоюсь этого слова, энергетическую безопасность всей Европе, особенно её западной и северо-западной частям. Без этой защиты регион неминуемо останется в какой-то момент без газа», — отметил в беседе с News.ru директор Фонда энергетического развития Александр Фролов.
Безусловно, США обладают массой рычагов воздействия на ситуацию, говорит эксперт, и они в состоянии предпринять всё что угодно, однако это возможно лишь теоретически — в условном вакууме, а не в жизни. Фролов напоминает, что в конце 70-х — начале 80-х годов Штаты ввели санкции в отношении крупных советских энергетических проектов, которые реализовывались на территории Украины, в частности, — магистрального газопровода Уренгой — Помары — Ужгород. Но даже тогда, в условиях реальной холодной войны, европейцы не присоединились к этим мерам.
Риск конфронтации
Эксперт убеждён: в случае с «Северным потоком — 2» решающую роль играет экономический интерес покупателя, прежде всего, Германии, а ей Соединённые Штаты не указ. По мнению Фролова, если администрация Трампа решится на введение адресных санкций против участвующих в проекте европейских компаний, количество политических рисков перекроет для США все гипотетические выгоды. Один из таких рисков — жесточайшая торговая война, в ходе которой «США просто-таки пинком толкнут Европу в объятия Китая». Политика взаимного процветания, проводимая Пекином в отношении стран-соседей, является хорошей альтернативой тому, что Вашингтон может предложить европейцам.
«Мы знаем историю „Южного потока“, который благополучно умер из-за бездействия Болгарии. Но будь Болгария страной, столь же экономически развитой и политически независимой как Германия, судьба проекта оказалась бы совершенно иной. Болгария смогла бы протащить его волевым образом, игнорируя любые угрозы, и сейчас зарабатывала бы неплохие деньги — порядка $200 млн в год», — заметил собеседник News.ru.
Между тем, Еврокомиссия предложила внести поправки в энергетическое законодательство, дающие ЕС больше прав и полномочий в случае с «Северным потоком — 2».
«Наша позиция полностью известна: мы всегда подчёркивали коммерческий характер этого проекта. Мы говорили, что в законодательстве Евросоюза есть проблемы, которые, если их устранить, позволят нам иметь более весомый голос», — заявил представитель Еврокомиссии Маргаритис Схинас.