Несколько нефтяных компаний в этом году не смогли арендовать у Росимущества скважины, пробуренные в советские годы. Проблема возникла впервые: прежде скважины передавались в пользование нефтяников на правах аренды на срок до года, после чего заключалось новое соглашение. Сейчас же Росимущество, после реорганизации своих территориальных управлений в Западной Сибири, настаивает на проведении открытых аукционов, без которых ведомство не хочет признавать договоры аренды действительными. Ситуация имеет исключительно юридическую подоплёку, утверждают официальные лица. Судя по всему, так оно и есть.

Назначение — геолого-разведывательное

Изначально провести торги потребовала ФАС, сообщил «Ведомостям» собеседник в финансово-экономическом блоке правительства. По его словам, антимонопольная служба намерена не допускать действий, приводящих к ограничению конкуренции. Минимум для двух нефтяных компаний эта проблема привела к «срыву программы по испытанию ранее пробуренных скважин, расположенных в пределах лицензионных участков», заметил чиновник.

На балансе Росимущества находятся более 7 тысяч скважин — 4% от всего российского фонда. Почти все они расположены в Западной Сибири — Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе и Ямало-Ненецком автономном округе. Здесь добывается 56% отечественной нефти. Скважины Росимущества в основном технические (геологические): они бурились в период с 1975 по 1992 год для обнаружения насыщенных ценными ископаемыми пластов. Поисковые скважины не приспособлены для извлечения сырья из недр. Они позволяют узнать, где находится наиболее перспективное месторождение и в каких условиях предстоит производить добычу.

Фото: media.gazprom-neft.ru

В вопросе их аренды, судя по всему, речь идёт о серьёзной правовой неопределённости, в частности, о недоработанности Закона РФ «О недрах», который усложняет нефтяникам жизнь.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Правовые коллизии

По оценкам юристов, в действующем законодательстве не закреплена юридическая ответственность за содержание (весьма внушительное) государственных поисково-разведочных скважин. Непонятно, кто должен нести за это расходы, предотвращать аварийные ситуации и обеспечивать экологическую безопасность. Дело в том, что в ходе лицензирования продаётся не участок как таковой, а лишь право пользования недрами. Скважины не передаются. Будучи фактически брошенными, они в то же время расположены на лицензионной территории, которая предоставлена вполне конкретной нефтедобывающей компании.

Между тем, как уверяют эксперты, такие древние скважины представляют немалую потенциальную опасность для окружающей среды и населения. Из-за длительного простоя, потери герметичности на них возникают дефекты, чреватые открытыми газонефтяными фонтанами, разливами нефти и пожарами. С каждым годом ситуация усугубляется, поскольку возрастает количество так называемых осложнённых скважин, своего рода «мин замедленного действия».

Тамара Сафонова, исполнительный директор Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора «НААНС-МЕДИА»:


Согласно опросу НААНС-МЕДИА, на многих старых и заброшенных месторождениях осталось достаточное количество запасов для дальнейшей добычи. Это связано с тем, что на старых месторождениях со временем ситуация с состоянием нефти меняется (например, сгустки нефти со временем разжижаются) и часть из этих залежей становится возможным дополнительно добыть, не затрачивая больших денег, частично используя старую инфраструктуру.

Александр Фролов, заместитель генерального директора Института национальной энергетики:

Фото: KREMLINPRESS.COM
Возможно, в данном случае Федеральная антимонопольная служба пытается привести практику заключения арендных договоров в соответствие с законодательством РФ. Это не значит, что сотрудники ФАС внимательно следили за советскими разведывательными скважинами, просто обратили внимание на отсутствие аукционов, и это — часть большого процесса в службе. Конечно, нефтяным компаниям намного выгоднее арендовать старые скважины, чем бурить собственные. Когда компания приходит на новую площадку, ей необходимо получить соответствующие сведения. Разумеется, разведочное бурение сейчас отличается от того, что было 30 лет назад, но старыми скважинами воспользоваться можно, если они были должным образом законсервированы. Если скважину можно восстановить, то туда спускается дополнительное оборудование, и можно получить более точные сведения, чем были получены в советские времена. Воспользоваться уже существующей скважиной — это прямая экономия, поскольку бурение скважины является наиболее затратной частью разведывательных работ.