«Сверхдоходы» компаний могут быть инвестированы в любые транспортные проекты с использованием механизма концессионных соглашений. Например, в портовую инфраструктуру, считает глава Минтранса РФ Евгений Дитрих. Эта идея продолжила череду правительственных шагов, связанных с резонансным заявлением помощника президента Андрея Белоусова, который в начале августа предложил изымать допдоходы на более чем 500 млрд рублей ежегодно у 14 компаний горнодобывающей, металлургической, химической и нефтехимической отраслей.
Концессионные соглашения
По словам Дитриха, поскольку некоторые компании из «списка Белоусова» работают сегодня в морских портах, перегружая те или иные грузы, они вполне могли бы взять на себя задачу по развитию портовых мощностей и подъездных железнодорожных путей. Напомнив об опыте заключения концессионных соглашений в транспортной отрасли между государством и частными инвесторами, министр заметил: «Эти документы определили подходы, позволяющие частнику инвестировать в государственную инфраструктуру». Вкладывая в такую собственность, например, в причальную стенку, инвестор получает возможность ею пользоваться какой-то период времени. При этом, отметил глава Минтранса, объём государственных инвестиций снижается и может быть направлен на что-то ещё.
Ранее министр финансов Антон Силуанов по итогам встречи 24 августа в офисе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) с руководителями компаний из «списка Белоусова» озвучил два тезиса: во-первых, государство не собирается изымать сверхдоходы, во-вторых, оно подскажет интересные для инвестирования проекты и подключится к их реализации. Белоусов, в свою очередь, сообщил, что разработкой мер по поддержке инвестпроектов займётся рабочая группа, в которую войдут представители правительства и крупного бизнеса. По его словам, речь идёт о направлениях, напрямую влияющих на деятельность самих компаний — это инфраструктура, экология, цифровизация, создание, внедрение, распространение критических технологий.
Идея Минфина
Изначальная идея Андрея Белоусова о необходимости «раскулачить» металлургов и химиков, изложенная в письме Владимиру Путину, была встречена в штыки в бизнес-кругах и не нашла поддержки в правительстве. Помощник президента, напомним, сообщил, что по итогам 2017 года «лишние» суммы имеются у компаний «Норникель» (114 млрд рублей), АЛРОСА (67 млрд), «Сибур» (65 млрд), «Полюс» (58 млрд), «Северсталь» (43 млрд). Инициативу публично раскритиковали президент ассоциации «Русская сталь» Владимир Лисин и собственник «Северстали» Алексей Мордашов, своё несогласие с ней выразили Антон Силуанов, министр экономического развития Максим Орешкин и руководитель Минпромторга Денис Мантуров.
Независимые аналитики, в свою очередь, предупредили, что воплощение в жизнь дерзкой задумки Белоусова чревато снижением капитализации и инвестиционной привлекательности компаний, бегством инвесторов. В итоге Минфин выдвинул альтернативную и куда менее одиозную идею: стимулировать компании, чтобы они направляли дополнительные доходы, полученные от ослабления рубля и выгодной внешней конъюнктуры, на инвестиции внутри РФ. Предложение посчитали здравым, и оно получило поддержку.