Глава Центра стратегических разработок (ЦСР), бывший министр финансов России Алексей Кудрин заявил о необходимости провести пенсионную реформу в стране в самое ближайшее время. Чиновники финансово-экономического блока правительства, а также многие эксперты также не видят альтернативы этой мере.

Кудрин уверен, что повысить возрастную планку выхода на пенсию следует в ближайшие четыре года.

«Как я понимаю, правительство в новом составе определится по этому вопросу, нужно немного подождать. Надеюсь, эта реформа будет проведена в ближайшее время», — цитирует Кудрина агентство «Интерфакс».

Ранее ЦСР уже подготовил и опубликовал тезисы стратегии, в которой предлагается постепенно повышать пенсионный возраст в России. Согласно плану ЦСР, к 2034 году женщины будут выходить на пенсию в 63 года, мужчины — в 65.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Кудрин мотивирует свою настойчивость тем, что пенсии необходимо повышать, так как сегодня их размер недопустимо низок. Если пенсионный возраст будет повышен, средняя пенсия по старости к 2024 году, как считают в ЦСР, должна стать вдвое выше прожиточного минимума, а в реальном выражении пенсии «вырастут не меньше чем на треть». Сделать это уже сейчас невозможно из-за несбалансированности Пенсионного фонда России (ПФР).

Основной изъян пенсионной системы РФ состоит в том, что она не наполняется текущими пенсионными отчислениями работодателей и постоянно нуждается в помощи бюджета. Например, судя по действующей версии бюджета ПФР, в этом году на выплату страховых пенсий нужно примерно 6,7 трлн рублей, а взносы страхователей составляют около 4,9 трлн рублей. Остальное предстоит внести государству, если оно, конечно, хочет выполнить обязательства перед пенсионерами.

Однако при этом было бы весьма желательно, чтобы таких людей стало как можно меньше, ведь тогда можно будет на них сэкономить.

Пусть продолжают работать, тем более что значительная часть отечественных пенсионеров и сегодня работают, не полагаясь на грошовую пенсию.

Итак, с тем, что необходимо повышать пенсионный возраст, согласны все чиновники министерств, участвующих в этой дискуссии. О том же недавно говорил и премьер Дмитрий Медведев, выступая с отчётом в Госдуме. «Очевидно, не должно быть резких, непродуманных и непросчитанных решений, но при этом государство, исполнительная власть должны всё-таки ориентироваться на существующие реалии. Такого рода решения (повышение пенсионного возраста. — Ред.), я думаю, уже назрели, их нужно обсуждать и по ним нужно определяться», — считает глава правительства.

В общем, как мы видим, идея повышения пенсионного возраста уже целиком и полностью овладела чиновничьими массами. Следует ли из этого факта её безальтернативность?

Фото: ТАСС/Сергей Коньков

Вовсе нет!

Как обычно, власть не хочет взять на вооружение опыт других стран, применяющих по отношению к пенсионерам не только «бухгалтерские меры». Например, страны, у которой не грех вообще многому поучиться, — Норвегии, лидирующей в мире по уровню жизни населения.

В этом северном государстве создан Фонд будущих поколений. Его пополняют за счёт доходов от экспорта нефти и газа. Средства, аккумулированные фондом, являются «подушкой безопасности» для норвежских пенсионеров. Подобный фонд можно было бы сформировать и в другом нефтегазодобывающем государстве — России. И его тоже пополнять за счёт нефти и газа или, к примеру, части средств, получаемых от приватизации госсобственности. Пенсии можно было бы повышать благодаря инвестиционным доходам такого фонда.

Впрочем, один фонд, чьей главной задачей провозглашалась поддержка пенсионной системы, правительство уже «проело». Имеется в виду Фонд национального благосостояния (ФНБ), от которого не осталось ни рожек, ни ножек.

«Фонд национального благосостояния, согласно закону, создавался для поддержки устойчивости пенсионной системы, но на практике уже около 40% накопленных в нём средств было использовано правительством для финансирования различных проектов и планов», — напоминает известный экономист, бывший первый зампредседателя правления Центробанка РФ Сергей Алексашенко.

По его мнению, в интересах пенсионеров могли бы «работать» госактивы. А управлять средствами от их приватизации мог бы ПФР. Однако не тот, что существует сегодня, а, по словам Алексашенко, «абсолютно новая организация», по сути, инвестиционный фонд, задача которого — извлекать максимум доходов от находящихся в управлении фонда госактивов и за счёт этих средств повышать размер пенсий.

Правда, и Сергей Алексашенко не выступает против повышения пенсионного возраста. Он полагает, что одно вовсе не исключает другое. По словам экономиста, медленное повышение пенсионного возраста даст эффект в долгосрочной перспективе, а эффект от хорошего управления активами можно получить гораздо скорее.

Но в рассуждениях маститого экономиста, тем не менее, есть существенный изъян: откуда он собирается добыть достаточное количество эффективных и честных управленцев, которые озаботятся доходами каких-то стариков вместо своих собственных? Да и передавать госактивы в фонд поддержки пенсионной системы, теряя возможность самим погреть руки, — разве чиновники пойдут на этакое? Их жаба задушит!

Поэтому норвежский и всякий прочий передовой опыт — не для нас. Наши ЛПР (лица, принимающие решения) наверняка предпочтут, не мудрствуя лукаво, сразу, как говорится, здесь и сейчас, получить чисто бухгалтерскую экономию: меньше пенсионеров — меньше надо денег на пенсии.

Повышать пенсионный возраст можно в странах вроде Японии, где средняя продолжительность жизни мужчин вплотную приблизилась к 80 годам, а женщин — приближается к 90. Но даже в стране долгожителей пособие по старости начинают получать в 65 лет. Причём не слышно, чтобы этот возраст кто-то стремился повысить, сэкономив на пожилых гражданах страны.

У нас же это могут сделать преспокойно — очередные президентские выборы далеко. Можно принимать самые непопулярные решения, проводить самые асоциальные реформы. При этом у нас, в отличие от Японии, средняя продолжительность жизни невелика. Женщины в среднем живут 77 лет, мужчины отправляются в мир иной в 66 с половиной годков.

Если российским мужчинам повысят пенсионный возраст до 65 лет, они смогут наслаждаться заслуженным отдыхом в среднем всего полтора года.

Это ж какая экономия выйдет!