Российская пшеница становится всё менее конкурентоспособной на мировых рынках, а её запасы в целом по РФ недостаточны для оживления торговли. Прежде всего, зерно дешевеет из-за невысокого спроса со стороны двух основных покупателей — Турции и Египта. Средние экспортные цены упали на $2–4 — до $224–221 за тонну.
Многие покупатели почти закрыли потребности в зерне и ожидают нового высокого урожая по более низким ценам, отмечают в «Совэконе». Эта аналитическая компания недавно повысила прогноз сбора зерна в России в 2019 году на 3 млн т до 129,1 млн т — на 3,4 млн т до 83,4 млн т пшеницы.
Интерес падает
Спрос на российское зерно чрезвычайно низкий, отмечает региональный директор Agrozan Commodities в РФ Сабина Содикова. По её словам, традиционно в весенние месяцы активно экспортировалась пшеница в Турцию, откуда затем шла мука в страны Ближнего Востока, такие как Сирия и Ирак. Но сегодня спроса с их стороны почти нет. Кроме того, российская пшеница утратила конкурентоспособность на египетских тендерах GASC. Так, на последнем тендере 12 апреля GASC закупил 180 тысяч т румынской пшеницы по $228,17–229,57 за тонну и 60 тысяч т зерна c Украины по $226,6 за тонну. Российская пшеница предлагалась по $229,9–239,5 за тонну. Как пишет «Коммерсант» со ссылкой на данные таможни, на 18 апреля Россия сократила экспорт пшеницы на 3%, до 32 млн т год к году.
Уже не раз говорилось о том, что качество российского зерна надо улучшать. Его класс в мире востребован, но из-за постоянно возникающих ситуаций с заболеванием зерновых интерес к зерну российского происхождения падает, — поясняет старший аналитик информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.
Откуда провалы в контрактах
Кроме того, по её словам, укрепление рубля в последние четыре месяца подрывает конкурентоспособность зерновиков на мировом рынке: они больше не могут предлагать демпинговую цену и при этом оставаться в плюсе. Отсюда и провалы в контрактах. И хотя о критической ситуации с поставками зерна речи пока нет, совершенно точно надо улучшать зерновую базу (это реально при поддержке государства), финансировать элеваторы и в целом помогать компаниям-производителям, раз зерно ставится в один ряд с нефтью и газом. Иначе, в конечном счёте, Россия сама будет есть свою пшеницу 4-го класса.
Российская пшеница не выглядит конкурентоспособной по итогам последних нескольких проведённых тендеров GASC. Падение цен на мировом рынке происходило более быстрыми темпами, тогда как внутренние цены сохраняли высокую стабильность, — отмечает начальник отдела развития продуктов на рынке зерна «БКС Брокер» Станислав Бакуменко.
Ситуация с ценообразованием в РФ, по словам собеседника News.ru, обусловлена низкими запасами зерна в целом по стране, а также удалённостью от основных экспортных направлений. Ко всему прочему, до нового урожая осталось чуть больше двух месяцев, а значит на рынок поступят более выгодные предложения. Всё это не является ни для кого сюрпризом, резюмирует Бакуменко, напоминая о низких уровнях экспортных поставок на протяжении всего сезона.
В свою очередь, аналитик «Эксперт Плюс» Кирилл Стариков указывает на растущие в России цены на хлеб: за последний год в среднем по стране батон подорожал на 6–7%. Сказалась совокупность факторов: высокие цены на автомобильное топливо, ослабление рубля, повышение МРОТ, налогов и цен на муку. Даже при том, что с августа 2018-го пшеница подешевела в мире на 22%, в России наблюдался обратный процесс. А то, что произошло сейчас (падение спроса на российскую пшеницу), — прямое следствие снижения покупательского спроса населения развивающихся стран на хлебопродукцию. Как предполагает Стариков, пока не наметится восстановление темпов роста мировой экономики, фьючерсы на зерновые будут дешеветь.
Отдельно по ситуации в стране стоит напомнить, что Минсельхоз предпринимает дополнительные меры по снижению внутренних цен на зерно. Речь идёт о субсидировании тарифов на перевозку зерна из Сибири с февраля 2019 года, — говорит Стариков.
Всё не так плохо
По его словам, это будет способствовать более интенсивному поступлению зерновых в европейскую часть страны, даст возможность закрыть потребности мукомольного, хлебопекарного и комбикормового производств, а заодно — сохранить баланс цен. Так что для отечественной экономики временный перебой с внешним спросом на пшеницу не критичен.
По свежим данным, цены упали всего лишь на 3% от года к году, соответственно, о каких-либо серьёзных последствиях говорить пока рано, — отмечает эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев.
Безусловно, продолжает он, провал российских производителей на египетских тендерах GASP, а также предполагаемый отказ арабской страны от закупок зерна (вследствие желания развивать это направление у себя) вызывают определённое беспокойство. Однако, всё не так уж и плохо: спрос на российскую пшеницу существенно вырос со стороны Казахстана и других среднеазиатских республик. По прогнозу Николаева, под влиянием негативной обстановки на глобальных рынках экспортные цены продолжат снижение до $195 за тонну, тогда как внутренние цены останутся на текущих высоких уровнях.