С 1 января 2018 года закрывается программа льготного кредитования регионов из федерального бюджета и устанавливаются новые правила выделения бюджетных кредитов регионам-должникам. Это предусмотрено подписанным премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым постановлением об изменениях в порядке предоставления бюджетных кредитов субъектам Федерации.


В рамках действующей программы льготного кредитования деньги из федерального бюджета выдаются регионам под символический процент — 0,1%. На сегодняшний день регионы получили из бюджета 1,2 трлн рублей.

Ранее предполагалось, что программа льготного кредитования будет действовать до 2019 года. Но в итоге было принято решение её свернуть уже в 2018 году. По сообщению информированных источников, решающую роль в этом сыграл Минфин РФ.

«Со следующего года бюджет будет выдавать лишь экстренные краткосрочные кредиты на покрытие временных кассовых разрывов», — заявил министр финансов Антон Силуанов. По словам министра, накопленный перед федеральным центром долг будет реструктурирован и «правительство не будет требовать немедленного погашения обязательств».

О запуске с 1 января 2018 года программы реструктуризации накопленных регионами бюджетных кредитов объявил 22 сентября этого года Владимир Путин на заседании президиума Госсовета в Ульяновске.

«С 1 января 2018 года — прошу на это обратить внимание всех коллег из регионов — мы запускаем программу реструктуризации накопленных бюджетных кредитов, рассчитанную как минимум на семь лет», — сообщил глава государства. При этом, как он отметил, «для отдельных регионов эта программа может быть ещё более льготной, она может быть растянута на 12 лет».

«В первые два года действия программы договорились заложить максимальные льготные условия, регионам нужно будет выплачивать всего по 5% долга ежегодно», — сообщил Владимир Путин. По его словам, это «позволит субъектам Федерации только в ближайшие два года высвободить в общей сложности 428 млрд рублей».

Как отметил президент РФ, «фактически это дополнительные деньги, дополнительная помощь регионам со стороны федерального бюджета». «У субъектов, таким образом, высвобождаются деньги, появляются дополнительные ресурсы для решения социально-экономических задач, для решения задач, связанных с созданием новых рабочих мест, для повышения уровня жизни граждан, в том числе и по решению вопросов транспортного обслуживания населения», — сказал Владимир Путин.

Но реструктуризация долгов будет проходить не в автоматическом режиме.

Для этого, по сообщению министра финансов Антона Силуанова, регионы должны взять на себя ряд обязательств, главное из которых — решение проблем местного бюджета за счёт контроля над расходами и увеличения налоговых сборов. Дефицит бюджета регионов необходимо будет сократить до 10% от доходов, а также снизить к 1 января 2021 года долю общего объёма задолженности по рыночным обязательствам до уровня не более 50% суммы доходов регионального бюджета.


— За период с 2005 по 2016 год совокупный объём регионального долга вырос с 361,7 млрд рублей до 2353,2 млрд рублей (в 6,5 раза), с 2008 по 2016 год долг увеличился в 3,9 раза. При этом за период с 2008 по 2016 год отношение объёма государственного и муниципального долга к налоговым и неналоговым доходам консолидированных бюджетов субъектов РФ увеличилось с 13,4% до 34,9% (в 2,6 раза).

Долговая нагрузка значительно отличается по регионам. Например, по состоянию на 1 января 2017 года в Севастополе и Сахалинской области отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам бюджета в 2016 году составляло в городе Севастополь и Сахалинской области 0%, в Тюменской области — 1,8%, в городе Санкт-Петербурге — 3%, в городе Москве — 3,5%, в Ненецком автономном округе — 31,7%, в Хабаровском крае — 55,4%, в Краснодарском крае — 88,2%, в Смоленской области — 113%, в Республике Хакасия — 145,5%, в Республике Мордовия — 176%.

По данным на 1 июня 2017 года, совокупный объём внутреннего долга российских регионов составил 2222,6 млрд рублей, внешнего — 5043,6 тыс. долларов.

Высокая закредитованность крайне негативно влияет на финансовую устойчивость регионов и их инвестиционную привлекательность, но при этом справиться с данной проблемой самостоятельно многие регионы неспособны. Решение этой проблемы требовало от руководства страны новых подходов и мероприятий в сфере управления региональными финансами.

Согласно новым правилам регионы должны будут для получения бюджетных кредитов представлять планы по оптимизации региональных расходов и налоговых льгот, которые позволят обеспечить возврат данных средств в соответствии с установленными нормами. Это должно благотворно сказаться на качестве управления региональными финансами и позволит регионам постепенно снижать объём долговой нагрузки, особенно в условиях новых возможностей по реструктуризации бюджетных кредитов регионов, объявленных президентом России на заседании президиума Госсовета 22 сентября.

Директор Центра региональной экономики и межбюджетных отношений Финансового университета при Правительстве РФ Павел Строев специально для News.ru