Геополитический фактор в последнее время играет всё большую роль в динамике курса российского рубля. Угрозы новых экономических санкций против РФ, а также опасения эскалации напряжённости вокруг Сирии не дают национальной валюте полноценно реагировать на подъём нефтяных котировок.
Впрочем, слабый рубль во многом на руку российским властям, а также ведущим экспортёрам. Ведь выручка от продажи сырья, значительная часть которой в итоге идёт в казну, поступает в долларах, тогда как издержки сырьевых компаний, а также госбюджет формируются в рублях.
В этих условиях большинство экспертов уже не надеются на возврат курса к уровням начала апреля, предшествовавшим последним санкциям. Вот и глава Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин также не оставляет рублю шансов на восстановление.
Бывший министр финансов считает, что недавнее ослабление российской валюты было вызвано «не слухами и эмоциями», а произошло в рамках «переоценки западными фондами политических рисков инвестирования в Россию». Поэтому «даже через 2-3 месяца» рублю не удастся вернуться «к предыдущим позициям».
В интервью каналу НТВ глава ЦСР назвал повышенную волатильность рубля в апреле «уникальной, но не критичной», отметив, что это может стать хорошим уроком для бизнеса, который должен быть готов к подобным сценариям.
Впрочем, по словам экс-министра, российская валюта не будет «совсем уж слабой». Пока цена на нефть остаётся высокой, это будет «защитой для рубля».
Между тем официальная позиция, которую в конце прошлой недели озвучил глава Минфина РФ Антон Силуанов, предполагает, что курс российской валюты всё-таки может вернуться на прежние уровни. Для этого необходимо лишь одно условие: чтобы в отношении российских компаний не вводились какие-то дополнительные ограничения. Только вот едва ли сам Силуанов верит в то, что западные партнёры остановятся на достигнутом. Ранее его американский коллега Стивен Мнучин сообщил, что США довольны эффектом антироссийских санкций и не побоятся использовать этот инструмент и дальше.
Напомним, что основной раунд девальвации рубля пришёлся на 9–11 апреля, когда в результате активного вывода средств инвесторами из российских ценных бумаг курс доллара поднимался с 58 до 65 рублей, курс евро — с 72 до 80 рублей.
В дальнейшем рынок скорректировал часть этого скачка: доллар сегодня торгуется в пределах 61,5–62 рублей, евро — 75,5–76 рублей. Поддержку рублю на прошлой неделе оказало решение президента США Дональда Трампа отложить введение новых антироссийских ограничений, которые готовились в связи с ситуацией в Сирии.
ЦБ и Минфин всё устраивает
Последние высказывания финансовых властей свидетельствуют о том, что и Центробанк, и Минфин, в принципе, довольны текущим положением вещей на валютном рынке и не намерены мешать валютному курсу «свободно плавать». В ЦБ уверены, что все последние колебания рубля укладываются в «адекватные» рамки и не требуют применения «широкого инструментария», имеющегося у регулятора. Как мы помним, даже 10-процентный обвал рубля 9–11 апреля, ставший реакцией на введение американских санкций, не заставил ЦБ пошевелить и мизинцем.
Некоторое милосердие в тот период проявил Минфин РФ, который, не желая усугублять биржевую панику, временно приостановил закупки иностранной валюты на рынке.
Правда, вскоре эти покупки были возобновлены. Так, в период с 17 по 20 апреля ЦБ по поручению Министерства финансов купил на рынке валюты более чем на 70 млрд рублей. При этом первый зампред Банка России Ксения Юдаева сообщила, что отставание в закупках валюты, возникшее из-за их приостановки, будет компенсировано в следующем периоде.
Согласно бюджетному правилу, Минфин РФ направляет на покупку валюты дополнительные нефтегазовые доходы, полученные за счёт более высокой по сравнению с заложенной в бюджете цены на нефть. В период с 6 апреля по 8 мая финансовое ведомство рассчитывало закупить валюты на рекордную сумму в 240 млрд рублей.

Население сохраняет подозрительное спокойствие
Если властям слабый рубль помогает исполнить бюджет, а экспортёрам улучшить соотношение прибыли и издержек, то для населения девальвация означает удорожание импортных товаров и рост инфляционных ожиданий. Тем не менее, согласно опросам общественного мнения, особой нервозности по поводу динамики курса валют граждане России пока не испытывают.
Так, по данным исследования ВЦИОМ, заметный рост курса доллара и евро в апреле не стал поводом для паники среди населения: 60% россиян сообщили, что ситуация их вообще не беспокоит. Две трети опрошенных при этом не собирались предпринимать никаких действий даже в случае дальнейшего подъёма американской валюты.
Лишь треть граждан по России выразили озабоченность резкими движениями курса, причём эта доля оказалась существенно выше (46%) среди финансово грамотных москвичей и петербуржцев. Большинство же людей попросту проворонили скачок курса, а когда опомнились, на рынке уже началось обратное движение. При этом, по данным ВЦИОМ, подавляющее большинство граждан (более 90%) в последние месяц-два не приобретали какую-либо иностранную валюту.
Необъяснимая вера россиян в свою валюту нашла отражение в действиях наиболее экономически активных граждан, которые, по данным ЦБ, в период наибольшего ослабления рубля в основном продавали валюту. Первый зампред Банка России Ксения Юдаева в связи с этим даже порадовалась, что россияне не просто приспособились к изменениям курса рубля, но даже научились зарабатывать на волатильности.
В целом вялая реакция населения на последние колебания курса выглядит довольно странной, учитывая тот факт, что весь постсоветский период биржевые скачки валют традиционно провоцировали ажиотаж в обменниках. Можно предложить два объяснения такой парадоксальной с виду ситуации: либо население по непонятной причине верит в то, что избранный президент не даст в обиду их сбережения, либо этих сбережений попросту почти не осталось и покупать валюту людям теперь не на что.
Рубль вниз, но теперь уже плавно
Сегодняшняя динамика курса российской валюты подтверждает высказывания Алексея Кудрина о том, что серьёзного восстановления ждать не приходится. Вроде бы нефть высока, а перспектива введения новых санкций отодвинулась на неопределённый срок, однако рубль всё равно слабеет. В ходе торгов Московской Биржи пара доллар — рубль поднялась на 60 копеек, до отметки 62 рубля, пара евро — рубль — на 30 копеек, до 75,8 рубля. Впрочем, мнения аналитиков относительно дальнейшей судьбы рубля серьёзно расходятся.
Сергей Дроздов, аналитик ГК «Финам»:
— В настоящий момент ослабление рубля по итогам 2018 года создаёт угрозу роста инфляции к уровню 3–4% из-за возможного подорожания импортных товаров и комплектующих, доля которых на российском рынке по-прежнему велика. Тем не менее при ослаблении санкционного давления со стороны США и на фоне высоких котировок нефти рубль вполне может вернуться в диапазон 56–60 рублей за доллар. Соответственно, при развитии данного сценария риски роста цены импортной составляющей в оценке инфляции будут нивелированы.
Пока же на фоне новых ценовых максимумов нефти национальная валюта не спешит укрепляться, и в текущей ситуации складывается впечатление, что ценообразование в рубле носит далеко не рыночный характер. В свою очередь для бюджета сейчас складывается весьма позитивная конъюнктура — высокая нефть и слабый рубль, что приводит к дополнительным доходам, которыми можно закрыть санкционные издержки.
Что же касается высказывания Кудрина о невозможности возврата рубля к уровням, которые были до 6 апреля, то, на мой взгляд, несмотря на текущую слабую динамику отечественной валюты, в среднесрочной перспективе больше шансов на укрепление в районе 58 за доллар при условии отсутствия угрозы введения новых санкций.
Александр Купцикевич, аналитик компании FxPro:
— Рост доходности на долговых рынках вкупе с невыразительной отчётностью и сокращением геополитической напряжённости останавливает рост нефтяных котировок. Без привычных драйверов роста нефть будет отходить от максимумов с конца 2014 года. На этом фоне российская валюта продолжает активно терять позиции.
Динамика рубля вполне соответствует традиционному поведению валюты после шоков, когда за взлётом следует откат на 40–60%, а затем происходит более плавный рост валютных курсов на отрицательных переоценках перспектив экономики и крупнейших компаний, вокруг которых возрастают риски неплатежей.
Юрий Кравченко, старший аналитик ИК «Велес Капитал»:
— В апреле рубль оказался под давлением усилившихся геополитических и санкционных рисков, а также крупных выплат по внешнему долгу российских компаний. Однако постепенно влияние данных факторов снижается, поэтому в мае можно рассчитывать на некоторое восстановление позиций российской валюты после апрельской «мини-девальвации», в особенности если цены на нефть останутся вблизи текущих максимумов.
Определённую поддержку отечественной валюте могут оказать и возможные коррективы в политике и риторике Банка России на ближайшем заседании, 27 апреля. Сохраняющийся нестабильным геополитический фон, повышение прогноза ЦБ по профициту ликвидности и инфляции на конец 2018 года как минимум могут способствовать сохранению ключевой ставки и усилению консервативной риторики регулятора, как максимум — ужесточить комментарии ЦБ, вплоть до намёков на возможность повышения ставки в случае соответствующей необходимости.