«Как школьнику драться с отборной шпаной?» — эта цитата из песни Владимира Высоцкого идеально описывает ситуацию, в которой оказалась Российская Федерация, попав под пресс американских санкций. Уверенный в своей безнаказанности великовозрастный детина равнодушно лупит тщедушного мальчонку. Тот понимает, что ему никак не сдюжить, однако уличные правила требуют хоть как-то сохранять лицо и «отвечать по понятиям». И мальчонка, выкрикивая беспомощные угрозы, хилой ручонкой делает имитацию ответных ударов. Примерно так для США выглядят возможные ответные российские санкции, законопроект о которых накануне подготовила Госдума.
Документ озаглавлен достаточно пафосно, с зашкаливающим уровнем канцелярщины:
«О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединённых штатов Америки и (или) иных иностранных государств».
Проект закона был внесён председателем Госдумы Вячеславом Володиным и руководителями всех думских фракций, подписи под ним поставили более 300 депутатов. Он предоставляет правительству РФ полномочия по введению запретов и ограничений экономического и политического характера в качестве ответа на недружественные действия в отношении РФ. Если закон будет принят, правительство сможет при желании полностью прекратить торговые и экономические отношения с США.
Вообще, достаточно сомнительно, что Россия реально решится на подобный шаг. При этом всем очевидно, что для огромной американской экономики возможные российские ограничения будут, что называется, «как слону дробина». Поэтому главный вопрос — принесут ли эти гипотетические меры хоть какую-то пользу экономике отечественной, или же от них будет больше вреда?
Вот, например, вице-премьер Аркадий Дворкович уверен, что любые ответные шаги в отношении США не повредят российской экономике. В интервью телеканалу «Россия 24» чиновник заявил, что правительство будет принимать только такие меры, которые отвечают интересам России и не смогут повредить «нашему собственному производству, нашей конкурентоспособности». Главной «чувствительной» сферой Дворкович назвал программное обеспечение, которое в основном закупается из США.
Что мы можем ограничить, что мы можем запретить
Согласно внесённому в Думу законопроекту, правительство может запретить или ограничить импорт из недружественных стран сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия, алкогольной и табачной продукции, лекарств. Одновременно могут быть запрещены: экспорт продукции и оборудования из редкоземельных металлов, госзакупки технологического оборудования и программного обеспечения, привлечение высококвалифицированных специалистов.
Кроме того, может быть введён запрет на въезд для граждан США по спискам, составленным «соответствующими ведомствами».
Документ также предполагает возможность прекращения или приостановки международного сотрудничества РФ и российских юридических лиц с США и организациями, в которых участвует американский капитал. Такие меры могут быть применены в следующих отраслях: атомная промышленность, авиастроение, ракетная промышленность, консалтинговые, аудиторские и юридические услуги.
Windows и табак
Доля американского импорта в российском товарообороте составляет менее 5%, и без многих американских товаров Россия действительно сможет обойтись. Наибольшую проблему представляет программное обеспечение, о чём как раз и говорил Дворкович. Большинство российских компьютеров работает на продуктах компании Microsoft, которые необходимо постоянно обновлять. Собственных аналогов операционной системы Windows у нас, к сожалению, нет. Во многих других отраслях также работают американские высокие технологии.
Вторая серьёзная проблема — табачная промышленность РФ, где уже давно преобладает американский капитал. В случае введения жёсткого запрета, как он прописан в законопроекте, Россия может столкнуться с нехваткой сигарет, что спровоцирует резкий рост контрабандных поставок.
В сфере экспорта ситуация не лучше. Например, власти РФ могут попытаться запретить поставки в США очень редкого металла — титана, используемого при строительстве самолётов Boeing, что будет действительно серьёзным вызовом для американской компании. Но в ответ Boeing может перестать поставлять запчасти для воздушных судов своего производства, эксплуатируемых в России, а их в нашем небе сейчас большинство. От такого запрета пострадает не только российская гражданская авиация, но и ведущий мировой производитель титана — «ВСМПО-Ависма».
И так — почти в каждой отрасли. Получается, что введение антиамериканских санкций в полном объёме может нанести больший урон самой России. Поэтому вполне вероятно, что антиамериканские меры будут приниматься выборочно и с большой осторожностью. Во многих сферах сотрудничество, скорее всего, продолжится. Таким образом, наиболее вероятно, что огульного запрета на всё американское всё же не последует. Решения будут приниматься по каждому конкретному случаю после детального анализа того, как та или иная мера отразится на российской промышленности.
Михаил Хазин, экономист, политолог:
![]()
— Не думаю, что российские ответные санкции смогут как-то повлиять на руководство США и на американскую экономику, хотя конкретные персонажи могут расстроиться. Такой шаг со стороны России — это просто демонстрация.
А вот для российской экономики контрсанкции могут стать существенным негативом, если, конечно, власти не откажутся от долларовой системы. Если же санкции будут означать постепенный отказ от прозападной модели функционирования экономики, это в итоге может принести России существенную пользу.
США готовят новые санкции
Тем временем американцы, не дожидаясь российского ответа, а точнее, просто не замечая его, уже готовят новую «подлянку». В воскресенье постоянный представитель США при ООН Никки Хейли заявила, что Соединённые Штаты собираются ввести ограничения в отношении компаний, которые якобы поставляли в Сирию технологии, связанные с производством и использованием химического оружия.
«Вы увидите, что российские санкции будут усиливаться», — без обиняков заявила Хейли.
Ранее Вашингтон обвинил Дамаск в химической атаке на сирийский город Дума в Восточной Гуте. Москва считает эту информацию искусственным «вбросом», призванным оправдать силовые удары извне.
Предыдущие санкции в отношении России были объявлены Вашингтоном 6 апреля. В чёрный список тогда попали семь крупных российских предпринимателей, 17 госслужащих и руководителей госкорпораций, а также 12 частных компаний и две госструктуры.
Кирилл Тремасов, директор аналитического департамента «Локо-Инвест»:
![]()
— Что касается санкций, которые были анонсированы постоянным представителем США в ООН Никки Хейли, то, на мой взгляд, они не представляют угрозы для российских рынков. Ограничения деятельности коснутся компаний, о которых мы, скорее всего, даже не слышали. То, что в отношении «оборонки» могут быть дополнительные санкции, ожидалось. На рыночные настроения это влияния не окажет.