Скорость роста цен в России по итогам I квартала этого года достигла 1,8%, подсчитали в Росстате. Это в полтора раза больше, чем за аналогичный период 2018-го, следует из материалов статведомства. Причина продолжающегося повышения общего уровня цен на товары и услуги в стране — повышение НДС с 1 января 2019-го, и тот факт, что пик инфляции ещё не пройден, убеждены эксперты, опрошенные News.ru.

Индекс потребительских цен, по оценке Росстата, составил с начала года 101,8%, сообщают в статведомстве. С начала 2018-го этот индикатор равнялся 101,2%. Скорость их роста в процентном выражении повысилась за январь–март 2019-го в полтора раза, следует из материалов Росстата.

Впрочем, недельная инфляция с 26 марта по 1 апреля 2019 года составила 0%. За это время овощи в среднем подорожали на 0,3%, стоимость баранины успела возрасти на 3,7%, пшена — на 2%, а хлеба, вермишели, соли и чая — на 0,4%. Цены на бензин не изменились, однако дизельное топливо подешевело на 0,3%.

Фото: Сергей Лантюхов/News.ru

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

В марте 2019-го инфляция составляет 5,4% в годовом выражении, подсчитали специально для News.ru в Промсвязьбанке, Альфа-Банке и «БКС Премьер». Их аналитики сходятся в оценках. По их мнению, основной вклад в ускорение инфляции вносит эффект от повышения НДС до 20% с начала года. Влияние этого фактора на структуру розничных цен имеет растянутый во времени характер, указывает главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович.

Тем не менее по итогам первого квартала этого года можно предположить, что влияние данного эффекта на рост цен носит более сдержанный характер в сравнении с ожиданиями конца 2018 года, — добавляет Покатович.

Значительная часть вклада от увеличения ставки налога реализовалась в конце 2018 года, соглашается главный аналитик Промсвязьбанка Денис Попов. Кроме того, указывает он, существенное влияние оказали сезонное удорожание плодоовощной продукции, сохранение высоких внутренних цен на зерновые, что подталкивает удорожание широкого набора продуктов питания, а также рост коммунальных тарифов.

Текущий курс рубля ограничивает дальнейший разгон инфляции, благодаря своей феноменальной стойкости к воздействию внешних факторов, отмечает Антон Покатович из «БКС Премьер».

Нынешние темпы роста потребительских цен всё ещё не достигли своего пика в этом году, однако находятся достаточно близко к нему, — подытоживает аналитик.

Их пик может быть достигнут в перспективе мая–июня на уровнях 5,6–5,8% в годовом выражении, прогнозирует он. Нынешние же 5,4% по итогам марта — это лучше, чем изначальные ожидания ЦБ, напоминает главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова.

Это означает, что мы идём по хорошему сценарию, — отмечает она.

Также это может означать, что Центробанку больше не нужно повышать ключевую ставку, резюмирует экономист. ЦБ повышал её дважды за прошлый год — в сентябре и декабре, с тех пор она держится на уровне 7,75%.