Самые качественные в России дороги — в Тюмени, Набережных Челнах и Москве. Эти три города заработали 4,25, 3,75 и 3,57 балла соответственно, возглавив рейтинг портала SuperJob.
Россиянам на вопрос «Состояние дорог в вашем городе вы можете расценить в среднем как…» предложили выбрать варианты ответа «отличное», «хорошее», «удовлетворительное», «неудовлетворительное». В топ-10 попали также Кемерово (3,50), Новокузнецк (3,48), Краснодар (3,36), Воронеж (3,28), Казань (3,27), Тольятти (3,22) и Пенза (3,13). Худшие результаты у Саратова (2,54), Рязани (2,52) и Владивостока (2,45). Санкт-Петербург (3,08) занял лишь 13-ю строку рейтинга. Исследование проводилось в 37 городах страны и затронуло жителей старше 18 лет, имеющих водительские права.
Условность оценок
Оценивая состояние дорог в родном городе, респонденты не могут провести сравнение с другими населёнными пунктами, указывают эксперты. Кроме того, у каждого из опрошенных может быть своё понимание качества. Также не очень понятно, по каким критериям человек выбирает тот или иной вариант ответа.

Всё это достаточно условно, считает член общественного совета департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Норайр Блудян. Качество столичных магистралей по десятибалльной шкале можно оценить на 8−9 баллов, рассуждает он. По его словам, основная проблема дорог в Москве — колейность (деформация всей конструкции дорожной полосы), присутствующая как на центральных улицах, так и на периферии.
Рейтинг ОНФ
Осенью 2017 года свой рейтинг качества российских дорог подготовил Общероссийский народный фронт (ОНФ). Он охватил не 37, а 110 городов в 84 регионах, а оценки давали не опрошенные жители, а сами исследователи. Однако и в этом случае абсолютным лидером оказалась Тюмень. Там на дорогах нашлась всего одна яма, рассказывает эксперт проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» Дмитрий Цопов. В первую десятку попали также Майкоп, Белгород, Магнитогорск, Казань, Салават, Ханты-Мансийск, Москва, Череповец и Калининград.
Последнее место заняла столица Дагестана Махачкала, здесь нашли яму глубиной три метра и шесть — шириной, а среди худших по качеству дорог городов, начиная с предпоследнего, значатся Орск, Тверь, Ковров, Нальчик, Шадринск, Кондопога, Орёл, Владивосток и Волгоград.
«Очевидно, что в лучшем состоянии находятся трассы федерального значения, на которые деньги выделяют из федерального бюджета. Но многие дороги находятся в юрисдикции местного края или области. При их строительстве или ремонте, как правило, и случаются злоупотребления, работы ведутся по завышенным ценам, а материалы используются отнюдь не те, что положены по нормативам», — поясняет News.ru старший аналитик «Финам» Сергей Дроздов.
Цена вопроса
Российские автомагистрали по себестоимости едва ли не самые дорогие в мире, наравне с трассами во Франции, добавляет Дроздов. При этом чиновники часто ссылаются на суровый российский климат, требующий всё новых и новых затрат. Но в тех же скандинавских странах — Швеции, Финляндии, Норвегии климат сопоставим с российским, а дорожное покрытие укладывается один раз и практически навек.
«Конечно, в тех регионах, где губернаторы почестнее и побогаче, ситуация иная. Во многом состояние дорог зависит от инициатив местных властей, от их отношения к делу», — рассуждает Дроздов.
Требования и проблемы
Содержанием имеющихся и прокладкой новых автомагистралей занимаются и специализированные организации. Чтобы дорога соответствовала определённым критериям, необходимо, во-первых, использовать качественные материалы, во-вторых, соблюдать технологию производства работ, в-третьих, выполнять регламенты по обслуживанию дорожного полотна. Российский климат с существенным перепадом сезонных температур вреден для дорог, однако в безобразное состояние их приводит, прежде всего, бесхозяйственность.

В Петербурге, например, эксперты обнаружили более 400 км «убитых» дорог — с выбоинами, просадками, трещинами и даже проломами, когда под полотном образуется каверна. При этом город имеет сбалансированный бюджет, грамотных специалистов в органах исполнительной власти и активно действующие общественные организации.
В «дорожном деле» три основные проблемы — это нехватка техники, суровый климат, на который многое можно списать, и наличие людей, привыкших воровать, убеждён гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв.
«Для борьбы с ними нет других вариантов, кроме жёсткого контроля заказчиков над строительством. Этот контроль может быть весьма эффективным: если губернаторов начнут снимать за плохие дороги — ой как быстро и хорошо у них всё построят», — рассуждает аналитик.