Расстановка сил на мировой арене меняется, американская валюта теряет свои позиции, всё больше стран стремятся отказаться от неё в попытках создать полностью независимые от США финансовые инструменты. Тренд налицо, но всё же окончательный уход от доллара в международной системе расчётов — перспектива ближайших 20−30 лет, уверяют опрошенные News.ru эксперты.
Демарш Юнкера
Повсеместно нарастает недовольство политикой финансовых санкций со стороны Вашингтона. Лидеры ЕС в ответ на посягательство на свой экономический суверенитет открыто работают над платёжной системой, которая позволила бы европейским компаниям вести бизнес с подсанкционными странами без риска ответных мер, пишет Bloomberg. А недавно председатель Еврокомиссии (ЕК) Жан-Клод Юнкер назвал абсурдной ситуацию, когда европейцы вынуждены покупать свои же товары за доллары.
Выступив перед Европарламентом, Юнкер фактически объявил войну «американцу». Глава ЕК отметил, что Старый Свет платит за 80% своего энергетического импорта (€300 млрд в год) в долларах, хотя только 2% импорта энергоносителей приходится на США. Он пообещал к концу этого года представить план по постепенной смене валюты, в которой будут рассчитываться контракты с экспортёрами. И хотя пока речь идёт об уровне частных европейских нефтегазовых компаний, это уже задел на долгосрочную перспективу.
Сейчас 70% всех сделок в мировой торговле приходится на доллар, 20% — на евро, остальное делят между собой азиатские валюты. В марте Китай открыл торговлю нефтяными фьючерсами за юани (третья по значимости валюта в корзине МВФ). Тем самым Поднебесная пошатнула позиции доллара на глобальном рынке энергоносителей. Сейчас Пекин готовится к следующему шагу — переходу на оплату физических поставок нефти юанем. По оценкам экспертов, реализация планируется в ближайшие 10−15 лет.
Нефть и золото
В апреле с долларом расстался Иран, который перевёл все международные расчёты на евро. И хотя США ввели против Исламской Республики новые санкции, Европа не намерена отрекаться от иранской нефти, и сделки проходят в евро. Кроме того, в евро Тегерану платит за чёрное золото Индия, чья быстро растущая экономика остро нуждается в энергоресурсах.
Планы по отказу от американской валюты вынашивает и Турция, уже перешедшая на взаиморасчёты в нацвалютах с Ираном. Параллельно Анкара скупает золото на мировом рынке: в прошлом году турецкий ЦБ приобрёл 187 т драгметалла, став вторым после России крупнейшим суверенным импортёром этого актива.
На этом фоне продолжается отток золота из Федеральной резервной системы США, начавшийся в 2014 году. Германия завершила программу вывоза своего золотого запаса из Америки, вернув на родину 300 т слитков. Нидерланды репатриировали около 100 т. С учётом суммы всех вышеперечисленных обстоятельств, Всемирный банк сделал прогноз, что на смену доллару как абсолютному монополисту придёт система из трёх валют: евро, доллара и юаня.
Бывший советник МВФ, американец Барии Эйхенгрин, провёл параллель прогресса валют с развитием операционных систем для персональных компьютеров, при пользовании которыми больше не обязательно использовать одну Windows. Стоит также вспомнить, что доллар в качестве мировой резервной валюты сменил в 1944 году британский фунт. Великобритания накопила непосильные долги, и фунт рухнул.
Между тем опрошенные News.ru эксперты считают, что дедолларизация в масштабах всей планеты будет делом непростым. Директор Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при правительстве РФ Виктория Перская напоминает, что сейчас 80% в мире всех ценовых котировок ориентировано на долларовую цену.
«Соответственно, если цена того или иного товара определяется в долларах, то хозяйствующим субъектам легче рассчитываться в той валюте, в которой цена», — поясняет она.
В то, что альтернативой «американцу» станет евро, эксперт не верит — евро возник в рамках Маастрихтских соглашений, чтобы создать альтернативную валюту, которая связана непосредственно с долларом. Этому способствовали американцы. Да и сейчас экономики ЕС и США пока очень сильно связаны, напоминает Перская.
Александр Купцикевич, финансовый аналитик FxPro:
Когда мир отказывался от фунта, британская экономика занимала меньшую долю в глобальной, чем сейчас американская. При этом фунт очень медленно и плавно терял свой вес в международных расчётах. Все понимали, что США экономически сильнее, и всё же ускорить процесс было невозможно, он растянулся на десятилетия. Сейчас тренд на разворот, безусловно, есть, однако лет 20−30 доллар протянет, это точно. Тем же европейцам надо очень сильно постараться, чтобы этот тренд поддерживался и не сбивался. Мы видели, какие проблемы были с Грецией в 2011 году, и в результате доля евро в глобальных валютных резервах упала с 25% до 17%, и до сих пор не восстановилась. Сейчас, когда обсуждается идея отказа от расчётов в долларах, сами контракты всё равно заключаются в американской валюте. Нефть марки Brent по-прежнему оценивается в долларах, и когда «американец» растёт, нефть падает. Так что позиция доллара как главной мировой валюты пока непоколебима. Конечно, в плане расчётов европейцы будут гнуть свою линию. Тут ещё вот какой момент, важный для компаний: если у тебя контракты в твоей национальной валюте, это менее рискованно, чем когда они в зарубежной валюте, на которую ты не можешь влиять.
Сергей Дроздов, старший аналитик «Финам»:
Абсолютной гегемонии доллара нет, всё-таки на валютном рынке ещё присутствует евро, просто в ликвидности европейская валюта уступает американской. Но никуда не уйти от того факта, что Трамп проводит политику санкций и угроз, которая касается не только таких традиционных «врагов» США, как Россия и Китай, но и европейских союзников Вашингтона. Если смотреть глобально на перспективу ухода от доллара, то, наверное, такое возможно осуществить общими усилиями. Но это дело даже не ближайшего десятилетия. По сути, если разобраться, крах доллара на данном этапе не выгоден никому. Придётся разрушить всю сложившуюся систему платежей, и это просто неудобно. И, скорее всего, рано или поздно американцы возьмутся за ум, будут смягчать риторику, и вся эта тема с уходом от доллара, по крайней мере со стороны европейцев, сойдёт на нет. Для развивающихся стран, если переходить на расчёты на национальные валюты, это чревато большими потерями из-за курсовых разниц. А вообще, никто из предшественников Трампа в Белом доме не позволял себе комментировать политику ФРС и курсообразование доллара. В этом смысле он напоминает слона в посудной лавке.