Российские туристы, застрявшие на Тенерифе из-за проблем авиакомпании «ВИМ-Авиа», получили возможность продлить отпуск на неопределённое время, но вряд ли это их радует. Более 300 россиян должны улететь в Москву 29 сентября РЕГУЛЯРНЫМ рейсом, а не чартером, сообщает «Вестник АТОР». Но им отказывают в вывозе, несмотря на наличие билетов на руках.
«Сейчас туроператоры, у которых были блоки мест на этом рейсе (TezTour, „Натали Турс“, „Амиго-С“ и др.) оказались в затруднительном положении: туристов они вывезти не могут», — говорится в сообщении Ассоциации туроператоров России (АТОР).
В списках не значится
Видимо, принимая решение о вывозе клиентов злополучной авиакомпании, ответственные ведомства учли чартеры, внутренние регулярные рейсы, но в суматохе, скорее всего, позабыли о регулярных рейсах в иные страны. Пока на вопросы туроператоров о возможности вывоза туристов в Росавиации отвечают, что «замены данному рейсу пока нет, и будет ли он — не ясно», сообщает АТОР.
В результате пассажиры этих рейсов сидят на чемоданах, и как долго будет продолжаться это «сидение», никто не знает. Может, позабытым туристам задуматься о ПМЖ? Климат благоприятный, а вот билеты на родину недешёвые, да и с наличием самолётов, по данным АТОР, проблемы.
Одна надежда — Минтранс договорился с аэропортами и топливозаправочными компаниями об обслуживании рейсов «ВИМ-Авиа».
Кроме того, собственники Домодедово решили выпустить пять самолётов авиакомпании, задержанных аэропортом за долги, во Внуково.
В Минтрансе полагают, что благодаря этому в ближайшее время удастся вывезти туристов из Турции, выполнить ряд регулярных рейсов по России.
Уже начали отправлять домой китайских туристов, которых в России застряло более 3 тысяч. Авиакомпания «Ред Вингс» выполнит чартерную перевозку пассажиров «ВИМ-Авиа» из Римини (Италия) в Москву. Тенерифе в списках рейсов пока не значится.
До 15 октября у пассажиров есть шанс, а дальше?
Почти 200 тысяч билетов до конца октября продала «ВИМ-Авиа». Перевозками займутся другие компании, на что в бюджете на следующий год заложат 200 млн рублей. Как сообщает Минтранс, практически завершена разработка плана по перевозке пассажиров регулярных рейсов авиакомпании. Вот только коснётся этот план не всех.
«Перевозка пассажиров регулярных рейсов будет осуществляться вплоть до 15 октября. С 16 октября она будет прекращена. Пассажирам с датой выполнения регулярного рейса с 16 октября и далее рекомендуется для возврата денежных средств сдавать билеты по месту их приобретения», — рекомендует ведомство.
То, что этими регулярными рейсами пользуются и туроператоры, похоже, никто не учитывает. А это означает, что многие из россиян, в том числе из северных регионов, планировавших отпуск в тёплых краях, останутся дома. По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), уже оплаченный отпуск потеряют около 60 тысяч человек.
Президент РСТ Сергей Шпилько обратился к главе правительства РФ Дмитрию Медведеву с просьбой рассмотреть возможность принятия дополнительных мер повышения ответственности авиакомпаний по исполнению своих обязательств перед пассажирами, в том числе и чартерных рейсов, сообщает «Интерфакс».
«Если турбизнес и дальше будет вынужден отвечать по обязательствам обанкротившихся авиаперевозчиков, предпринимательские риски, особенно в сегменте чартерных программ, станут критическими даже для крупных туроператоров», — подчёркивает эксперт.
Дума задумалась о будущем
Давать разъяснения депутатам Государственной думы по ситуации, сложившейся с «ВИМ-Авиа», пришлось главе Росавиации Александру Нерадько. По оценке его ведомства, общая кредиторская задолженность авиакомпании достигла почти 7 млрд рублей, её самолёты уже арестованы в нескольких иностранных аэропортах, а глава компании успел сбежать за границу. Кстати, судя по всему, Росавиация была в курсе проблем авиакомпании.
«Компания, созданная в 2002 году, располагала 29 дальними самолетами и занимала 10 строчку в рейтинге национальных перевозчиков, Росавиация еще в июле рекомендовала из-за непунктуальности авиакомпании сократить рейсы, включая чартерные, и парк до 17 самолетов. Собственник компании, несмотря на поддержку ведомства, объявил о невозможности дальнейшей финансовой деятельности», — сообщается на сайте Госдумы информация из доклада.
При этом глава Росавиации «считает необходимым гарантирование средств авиаперевозчиков в специальном Фонде для урегулирования подобных ситуаций в будущем, в случае операционных действий перевозчика, страхование ответственности предложил сделать обязательным».
То есть после скандалов с правилами провоза багажа, которые разработали в недрах Минтранса и которые вызвали негативную реакцию практически у всех, теперь транспортники предлагают обязать пассажиров оплачивать потенциальные финансовые проблемы авиакомпаний. А может, всё-таки стоит разработать нормальные критерии для авиаперевозчиков, как накануне настоятельно потребовал президент Владимир Путин? Конечно, 10 рублей с билета, о которых просит Нерадько, для каждого отдельного пассажира погоды, может, и не сделают, только гарантии, что благодаря созданному резерву проблема будет решена, нет.
Видимо, понимают это и в Думе. Поэтому депутаты решили заранее запросить у Минтранса информацию о финансовом положении российских авиакомпаний. Может, там есть новые кандидаты на банкротства?
На сегодняшний день решением проблем «ВИМ-Авиа» заняты тысячи людей: от туроператоров до президента страны. Вот только пассажирам от этого не легче.