USD  66.2497 EUR  78.0753
GOLD1,199 $   Brent78.20 $ Bitcoin6,730.94 $
МОСКВА27°C21:54
ПОИСК ПОИСК ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ 18+ facebook twitter vkontakte instagram

Все товары выведут на чистую воду

ТАСС/Артём Геодакян

экономика [ версия для печати ]
Россия может стать первой страной в мире, где будет известна вся подноготная о любой продукции промышленного и бытового назначения

Глава правительства Дмитрий Медведев поручил Минпромторгу, Минфину, ФНС, ФТС и ФСБ с участием госкорпорации «Ростех» до 10 февраля разработать проекты концепции по созданию в России системы маркировки товаров контрольными знаками.

Как говорится в поручении премьер-министра, в правительство должны быть представлены концепции по созданию в России «системы маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками до 2024 года и плана её реализации, включающего мероприятия по переходу на систему прослеживаемости движения всех групп товаров на территории РФ».

В соответствии с поручением на Минпромторг возлагаются функции координатора мероприятий по использованию маркировки контрольными знаками различных групп товаров. Минфин займётся нормативно-правовым обеспечением системы маркировки, а ФНС станет головной организацией по созданию и функционированию информационной системы маркировки товаров в интересах органов госвласти.

То есть поставлена задача создать в масштабах страны систему тотальной прослеживаемости оборота всех товаров — с момента выпуска до продажи конечному потребителю. Речь идёт о грандиозном проекте, реализация которого позволит сделать весь отечественный товарный рынок абсолютно прозрачным. В случае осуществления этого замысла огромный массив контрафактной, нелегальной и контрабандной продукции, которой сейчас завалены города и веси, будет отсечён от потребителя. Ничего подобного сейчас в мире нет.

Но пока сложно сказать, с какой последовательностью будут подключаться к создаваемой системе конкретные отрасли и удастся ли уложиться в обозначенные сроки. Тем более что проводимый с февраля 2017 года эксперимент по маркировке лекарств показал, что в процессе создания глобальной системы могут появиться и другие вопросы.

Эксперимент по маркировке лекарств, в котором принимают участие более 250 производителей, рассчитан до конца 2017 года. Но правительство РФ уже внесло в Госдуму законопроект, который предполагает внедрение с 1 января 2019 года федеральной системы мониторинга движения всех лекарственных препаратов для медицинского применения.

В связи с этим десять производителей недорогих лекарств направили председателю Госдумы Вячеславу Володину и секретарю Совета безопасности Николаю Патрушеву письмо, в котором просят сдвинуть срок внедрения системы. В противном случае, как отмечается в обращении, это может привести к исчезновению лекарств или к их значительному подорожанию, так как у многих производителей нет средств на приобретение техники для маркировки лекарственных препаратов.

Андрей Разбродин

президент Российского союза предпринимателей текстильной и лёгкой промышленности (СОЮЗЛЕГПРОМ), член Общественной палаты РФ

Проблемы контрафакта, контрабанды, а также «серого» импорта для отечественного легпрома остаются наиболее злободневными проблемами, требующими самого активного вмешательства государства. Объём контрабанды и контрафакта по отношению к общему объёму продаваемой текстильной продукции на территории России варьирует от 30 до 45% (в зависимости от ассортимента). По нашим оценкам, на рынке Евразийского экономического союза (ЕАЭС) общий объём текстильного контрафакта достигает 1,7–2 трлн рублей. Из этого объёма на Россию приходится до 1,6 трлн рублей, Белоруссию — 200 млрд рублей, Казахстан — 300 млрд рублей.

Этой проблеме уже больше 25 лет, но, к сожалению, эффективных и системных решений до сих пор нет. Теневой оборот получает ежегодно миллиардные прибыли, лишая легитимных товаропроизводителей, платящих налоги в федеральный бюджет, огромных доходов. По нашей оценке, объём реализации контрабандных и контрафактных товаров лёгкой промышленности на территории РФ на треть превышает объём реализации оригинальных товаров законопослушных компаний. Такой масштабный теневой оборот ставит российские компании легпрома в весьма невыгодные конкурентные условия.

Недавнее введение электронного чипирования меховых изделий доказало свою эффективность, ибо вывело «из тени» преобладающую часть оборота этой продукции, в том числе поступающей по импорту. Только за 2016 год объём «обеления» данного сегмента рынка возрос более чем в шесть раз, а таможенные платежи в той же сфере увеличились на 40%. Это, без преувеличения, рекордные результаты.

Внедрение системы тотальной прослеживаемости оборота всех товаров, как это запланировало правительство РФ, решит проблему незаконного оборота продукции. Параллельно с этим государству, совместно с отраслевым сообществом, нужно ужесточить ответственность за незаконный оборот продукции, а также стремиться создать такие условия, при которых нелегальные производство и сбыт продукции станут невыгодными.

Требуется комплекс межгосударственных (в рамках ЕАЭС) экономических, технологических и законодательных мер, который будет стимулировать легальное производство текстильной продукции. Это вынудит теневиков легализовать производство и сбыт продукции или свернуть контрафактный бизнес. В числе таких мер — формирование реестра легальных производителей и поставщиков товаров легкой промышленности стран — членов ЕАЭС и, конечно же, создание на пространстве ЕАЭС единой системы маркировки продукции, обеспечивающей прослеживание на всех этапах — от производства до поставки конечному потребителю.


самое читаемое
Другие новости
Top