Президент США Дональд Трамп, не на шутку напуганный решением ОПЕК+ по увеличению добычи нефти и последовавшим за этим ростом цен на чёрное золото, решил вмешаться в ситуацию. Его очередные заявления через Twitter сумели обвалить так хорошо росший рынок. Но надолго ли? Подробности выяснял News.ru.
Трамп, созвонившись с саудовским королём Салманом ибн Абдул-Азиз Аль Саудом, ошарашил своей записью в Twitter, где на весь мир заявил о том, что Эр-Рияд согласен с необходимостью увеличения добычи не на 1 млн баррелей в сутки, как это было решено картелем, а до 2 млн. По мнению американского лидера, решающую роль в наращивании объёмов как раз и должна сыграть Саудовская Аравия.
Глава Белого дома красочно расписывал, что происходящее в мире мешает развитию нефтяного рынка, имея в виду ситуацию в Иране и Венесуэле. Таким образом, Трамп, явно намекая на то, что в ближайшем будущем эти две страны нарастить добычу не смогут, поспешил вмешаться в деятельность ОПЕК. Однако своими заявлениями компенсировать разницу в добыче Трампу не удалось, но получилось отбросить торги по углеводородам в «красную зону».
Официально Эр-Рияд не стал опровергать заявления Трампа, сказав лишь, что, действительно, переговоры между двумя лидерами были. Однако никакие подробности якобы имевших место договорённостей саудиты не привели.
Саудовская Аравия отмахнулась от устроившего нефтяной бунт американского президента дежурными фразами про хороший уровень двусторонних отношений и про тематику событий на Ближнем Востоке. Между тем Эр-Рияд как никто иной заинтересован в сохранении стабильности нефтяных рынков, а также в компенсации возможной нехватки поставок чёрного золота. Но разочаровывать партнёров по ОПЕК в Саудовской Аравии не хотят. Или пока не хотят.
На фоне заявлений, доносящихся из Вашингтона, баррель Brent во время утренних торгов 2 июля потерял более 1,2% веса, однако днём падение несколько сбавило обороты. Учитывая, насколько высок сейчас уровень волатильности в нефти, можно ожидать колебаний в широком коридоре $77–79.

Заговорщики обнаружены
Между тем Иран уже воспринял акцию Трампа в штыки, заявив, что Вашингтон своими действиями призывает Эр-Рияд выйти из ОПЕК. При этом в Тегеране уверены, что у его соседа попросту нет необходимых мощностей для увеличения добычи. Тут нужно вспомнить заявление главы Минэнерго РФ Александра Новака, который говорил, что Россия способна увеличить объёмы добычи, если это потребуется. Пока есть уверенность, что Москва нарастит на 200 тыс. баррелей добычу углеводорода. Однако речи о том, что мы не располагаем возможностями превысить этот объём, не шло.
Министр нефти Ирана Бижан Зангане также призвал страны — участницы ОПЕК не допустить увеличения объёмов без достижения консенсуса и воздержаться от односторонних мер, подрывающих единство ОПЕК. Кроме того, он подчеркнул, что нужно сделать всё возможное, чтобы исключить политизированные меры против независимости картеля.
Однако, по всей видимости, первой волны шока нефтяного рынка Трампу оказалось мало. И он уже в эфире Fox News спустя сутки снова заявил, что ОПЕК должна повысить производство. По его мнению, рынком нефти манипулируют. И делает это ОПЕК, считает президент США. Что же, видимо, Трамп решил закрепить высказанное и донести свою позицию до тех, кто не расслышал его с первого раза.
Между тем The Wall Street Journal удалось выяснить, что король Саудовской Аравии и вовсе не давал никаких гарантий и обещаний Штатам. Слова источника издания лишний раз доказывают желание Трампа найти новый рычаг, чтобы повлиять на укрепляющийся нефтяной рынок в угоду американских сланцевых разработок. По словам источника, Эр-Рияд не хочет и не планирует наращивать свою добычу свыше 11 млн баррелей. Даже для такой богатой страны, как Саудовская Аравия, такие затраты слишком высокие.

Рынок продолжает трясти
2 июля тревожные новости пришли из Ливии. Как заявила государственная ливийская корпорация National Oil Corp, блокада портовых терминалов приводит к потерям добычи нефти в размере 850 тыс. баррелей в день и газа — в объёме 710 млн куб. футов. При этом в сутки от этого страна теряет 67,4 млн долларов. В настоящее время эти терминалы заблокированы силами Ливийской национальной армии. Корпорация опасается, что в дальнейшем ситуация будет ещё хуже и поэтому призвала к скорейшему снятию блокады.
Сложившаяся ситуация в Ливии определённо внесёт свои коррективы в цены на углеводороды, т.к. страна в настоящий момент фактически расколота на две части.
Напомним, что страны ОПЕК+ в конце 2016 года решили сократить добычу нефти на 1,8 млн баррелей в сутки. Сделка начала работать в 2017 году и два раза пролонгировалась. Однако на последнем заседании в Вене было решено, что объём добычи необходимо повысить на 1 млн баррелей.
Анна Кокорева, заместитель директора аналитического департамента «Альпари»:
ОПЕК уже приняла решение по увеличению добычи нефти на 1 млн баррелей, вряд ли в ближайшее время от картеля стоит ожидать других решений. Возможно, на следующем заседании в декабре что-то и изменится. Пока Саудовская Аравия не планирует выходить из ОПЕК, но думает над созданием альтернативной организации вместе с Россией. Вряд ли это происходит под давлением США. У Эр-Рияда есть свои интересы, которые страна лоббирует в первую очередь. Ранее США предлагали поучаствовать в сделке ОПЕК+ и высказать своё мнение, но страна игнорировала членов картеля. Когда ОПЕК показала своё влияние на рынок, Штаты начали менять свою позицию и активно высказываться в отношении происходящего на рынке и даже влиять на него, но члены картеля намерены учитывать только свои интересы. Если же в конце года ОПЕК надумает нарастить добычу, то ресурсов для этого предостаточно, это можно сделать за счёт Ирана, Ливии, Саудовской Аравии, а также за счёт России, которая в картель не входит, но участвует в сделке.
Артём Деев, ведущий аналитик Amarkets:
Из всех постсоветских стран Россия является крупнейшей по уровню развития различных секторов экономики и на сегодняшний день участвует в гонке за лидерство на многих мировых площадках. Поэтому на российский рубль оказывается сильнейшее давление. Положительное влияние на российскую валюту оказывает высокая стоимость нефти. Но нефть в любой момент может начать снижение, потянув за собой рубль. Также сейчас сильное влияние на российскую валюту оказывает вернувшийся интерес иностранных капиталов к российским рынкам в преддверии встречи президентов России и США, которая пройдёт 16 июля. От её исхода будет зависеть дальнейшая перспектива развития российских рынков и отечественной валюты.