Компромисс по поправкам к газовой директиве ЕС, достигнутый Францией и Германией, в какой-то степени снимает напряжённость, нараставшую в последнее время на европейском континенте вокруг «Северного потока-2». Суть его в том, что страна, на территории которой находится пункт получения газа из морского газопровода, получит право самостоятельно решать, как именно применять к этому проекту нормы газовой директивы ЕС и допустимы ли исключения.
Нас этот вариант устраивает
В случае «Северного потока — 2» такой страной является Германия. И даже если государства ЕС проголосуют на совместном заседании за ужесточение соответствующего законодательства, последнее слово останется за Берлином. Накануне сообщалось, что Париж планирует поддержать поправки к газовой директиве ЕС, которая предусматривает распространение ключевых принципов регулирования европейского рынка газа на трубопроводы за пределами сообщества. Это позволило бы Европейской комиссии (ЕК) регулировать работу тех частей магистрального газопровода, которые уже строятся.
«Судя по развитию событий, Германия откажется переносить жёсткие правила Третьего энергопакета, в который входит газовая директива ЕС, на "Северный поток — 2". Нас этот вариант устраивает. Но и в противном случае проект остановлен не будет, просто его функционирование будет затруднено. Возникнут определённые технические сложности, например, придётся создавать независимого оператора», — поясняет News.ru директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
По его словам, надо дождаться, как страны ЕС в итоге проголосуют, но договорённость между Парижем и Берлином резко снижает шанс применения Третьего энергопакета к проекту. Конечно, позиция Германии ещё может поменяться, но «Северный поток — 2» будет наверняка достроен в этом году, а заложенные в документе нормы не касаются уже построенных и действующих трубопроводов, отмечает Симонов.
Что такое Третий энергопакет
Принятый в июле 2009 года Советом ЕС и Европарламентом Третий энергетический пакет (Third Energy Package) — это пакет директив и регламентов ЕС. Его главная юридическая цель — не допускать ситуаций, когда монополисты, поставляющие газ и электроэнергию, блокируют доступ конкурентов к потребителям за счёт владения сетями доставки к потребителям (газопроводами, ЛЭП). Документ, в частности, предусматривает обязательное отделение производственных активов энергетических компаний от транспортных и передачу транспортной инфраструктуры независимым операторам.

Третий энергопакет регулирует только правила, касающиеся внутреннего транзита между государствами — членами ЕС. Это жёсткое антимонопольное законодательство может применяться в том числе по мотивам и целям внешней политики как разновидность санкций.
«С точки зрения судьбы европейского проекта, конфликт Германии и Франции мог иметь весьма трагические последствия, особенно в контексте выхода Великобритании из ЕС. Макрон оказался в непростой ситуации. У него явно есть какие-то обязательства перед США, которые на него давят», — рассуждает Константин Симонов.
Впрочем, продолжает он, речь шла не только о вероятной политической подножке Европейскому союзу со стороны президента Франции: своим поведением Макрон мог серьёзно подставить французский бизнес, заинтересованный в тесном энергетическом партнёрстве с Россией.
«Инфраструктура уже есть»
О том, что Еврокомиссия работает над законодательными актами, которые позволят распространить нормы Третьего энергопакета на «Северный поток — 2», западная пресса (в частности немецкая газета Handelsblatt) сообщала неоднократно. В свою очередь, представители «Газпрома» заявляли, что проект не подпадает под действие Третьего энергопакета, поскольку газопровод пройдёт по дну моря, а наземной части у него не будет.
«Третий энергопакет к "Северному потоку — 2" неприменим априори. Речь идёт о газопроводе, который начинается за пределами ЕС и оканчивается в некоей точке икс на территории ЕС», — заявил в декабре 2015 года постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов.
В отличие от «Южного потока», одновременно с созданием которого было необходимо строить газораспределительную сеть в нескольких странах ЕС, «Северный поток — 2» упирается в территорию Германии, где «ничего уже строить не надо, инфраструктура есть», отметил дипломат.
Акционерное соглашение о создании газопроводной системы «Северный поток — 2» было подписано «Газпромом» с OMV, BASF, E. ON, ENGIE и Royal Dutch Shell 4 сентября 2015 года. Документ предусматривает строительство двух ниток морского газопровода совокупной мощностью 55 млрд куб. м газа в год из России в Германию по дну Балтийского моря.