Прежняя санкционная политика ЕС по отношению к России, привязанная к Минским соглашениям, не работает. Соответственно, нужно вдохнуть в неё новую жизнь за счёт каких-то иных механизмов, например, темы регулярных нарушений прав человека. Эту идею, ранее озвученную главой МИД Нидерландов Стефом Блоком, то есть на уровне национальных правительств, подхватили еврочиновники. Между тем, по словам самого Блока, консенсуса в данном вопросе пока нет, поэтому говорить о конкретных решениях рано.

Требуется другой набор критериев

В связи с инцидентом в Керченском проливе специальный советник главы дипломатии Евросоюза Федерики Могерини Натали Точчи предложила увязать продление ограничительных мер с другим, более чётким набором критериев, на сей раз связанных с международным правом и правами человека.

«Европейские санкции против России не работают. Столкновение в Азовском море показывает необходимость нового подхода к Москве», — под таким заголовком в издании Politico опубликована статья, написанная Точчи в соавторстве с другим экспертом.

Ранее американский постпред при ЕС Гордон Сондленд заявил, что «в отношении России США и Евросоюз должны поддерживать единство по санкционной политике и противостоять попыткам Москвы разделить нас». При этом дипломат повторил неоднократно декларируемый в Вашингтоне тезис, что реализация проекта «Северный поток — 2» угрожает энергетической безопасности Европы.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

«Этот проект основан на геополитических соображениях, он угрожает трансатлантической безопасности, делает уязвимым для России восточный фланг, поэтому необходимо диверсифицировать энергетические поставки», — заметил Сондленд.

Растяжимое понятие

Говорить о том, что страны ЕС расходятся по санкционному вопросу, не приходится, в данном случае внутренняя солидарность на континенте достаточно сильна, считает политический аналитик международной организации CIS-EMO Станислав Бышок. По его словам, тема прав человека может стать весьма удобным для Брюсселя обоснованием для продления или изменения формата санкций.

«Понятие это достаточно широкое, растяжимое, в отличие от боевых действий на Донбассе, которые либо есть, либо нет. Так санкционный режим можно сохранять до бесконечности, без привязки к обстановке на Украине», — пояснил Бышок News.ru.

Что касается отношения к санкциям европейского бизнеса, то, с одной стороны, чисто практически эти ограничения ему невыгодны (Россия — хороший рынок), а с другой стороны, компании в государствах ЕС привыкли слушаться политиков. Впрочем, отмечает эксперт, они продолжают искать некие обходные пути, пытаться работать по серым схемам. Один из самых ярких примеров — относительно недавняя история с поставками в Крым турбин Siemens.

Производство турбин SiemensФото: Sebastian Kahnert/dpa/Global Look PressПроизводство турбин Siemens

О новом повороте речи нет

По мнению директора Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павла Салина, ни о каком новом повороте в санкционной политике ЕС или тем более о её ужесточении речи пока не идёт. Просто влиятельные европейские бизнесмены, которым надоело непрекращающееся давление на Брюссель со стороны Вашингтона, подают таким образом голос через своих представителей в различных институтах ЕС. Иными словами, это — некая заявка на частичный выход из-под контроля США в проведении санкционной политики под благовидным предлогом: мол, мы не отказываемся от неё, но давайте уже изменим аргументацию.

«Вопрос прав человека здесь звучит, что называется, до кучи. Эти люди указывают на бесполезность попыток евробюрократов и США принудить Россию c помощью санкций играть по западным правилам, по крайней мере, на украинском направлении и в краткосрочной перспективе», — сказал Салин News.ru.

Между тем глава Евросовета Дональд Туск, комментируя инцидент в Керченском проливе, выразил уверенность, что санкции в отношении РФ будут пролонгированы в декабре. По его словам, прозвучавшим на пресс-конференции в рамках встречи G20 в Аргентине, «Европа едина в поддержке суверенитета и территориальной целостности Украины».