USD  68.2234 EUR  77.6519
GOLD1,188 $   Bitcoin6,311.92 $
МОСКВА29°C09:54
ПОИСК ПОИСК ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ 18+ facebook twitter vkontakte instagram

Прорыв ледового класса

Арктический танкер-газовоз «Кристоф де Маржери» ТАСС/Михаил Метцель

Арктический танкер-газовоз «Кристоф де Маржери»

экономика [ версия для печати ]
Россия начала экспортировать сжиженный природный газ по Северному морскому пути

8 декабря в порту Сабетта в Карском море состоится загрузка танкера «Кристоф де Маржери» первым сжиженным природным газом, произведённым на заводе «Ямал СПГ».

Событие это далеко не рядовое. Об этом говорит хотя бы то, что в церемонии загрузки газовоза принимает участие Владимир Путин. Кстати, в марте российский президент участвовал в видеоконференции по случаю первого захода танкера «Кристоф де Маржери» в порт Сабетта. При этом Владимир Путин заявил: «Если мы будем действовать в таком же ключе и такими же темпами, что для меня даже, честно говоря, несколько удивительно, то, конечно, Россия, без всяких сомнений, не только может, но и станет крупнейшим производителем сжиженного природного газа в мире».

На газовоз «Кристоф де Маржери», названный в честь погибшего в 2014 году в авиакатастрофе в Москве главы французской компании Total, загружается СПГ, полученный на первой линии завода «Ямал СПГ» производительностью 5,5 млн тонн в год. Совокупная мощность предприятия составляет 16,5 млн тонн. Вторую очередь завода планируется запустить в 2018 году, третью — в 2019-м.

Оператором проекта стоимостью 27 млрд долларов выступает совместное предприятие в составе российской компании «НОВАТЭК», которой принадлежит 50,1%, французской Total (20%), китайской национальной нефтегазовой корпорации CNPC (20%) и китайского Фонда Шёлкового пути (9,9%).

ТАСС/Сергей Фадеичев

Завод по производству сжиженного природного газа «Ямал СПГ»

Завод «Ямал СПГ» является во всех отношениях уникальным проектом. Это первое в мире предприятие по производству СПГ, построенное за Полярным кругом. Впервые сжиженный природный газ будет круглогодично доставляться на рынки сбыта по Северному морскому пути. Наконец, для транспортировки сжиженного газа используются суда арктического класса Arc7, аналогов которым в мире нет. Такой газовоз, стоимость которого составляет около 300 млн долларов, способен перевозить 170 тыс. тонн газа и преодолевать лёд толщиной до 2,1 метра за счёт способности двигаться вперёд кормой в ледовых условиях. Для проекта «Ямал СПГ» в Южной Корее строится 15 таких судов, и «Кристоф де Маржери» — первый из них.

С выходом завода «Ямал СПГ» на проектную мощность Россия, по словам главы ПАО «НОВАТЭК» Леонида Михельсона, поднимется в списке мировых производителей СПГ с девятого на пятое место. Сейчас в пятёрку СПГ-грандов входят Катар, Австралия, Малайзия, Нигерия и Индонезия.

Сжиженный газ с Ямала предназначен в основном для стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и Китая, и месторасположение завода даёт российскому СПГ существенные конкурентные преимущества при выходе на эти рынки. В их числе — низкая себестоимость добычи газа, а также короткое транспортное «плечо». Если, скажем, время доставки сжиженного газа из США в страны АТР составляет в среднем 23 дня, то с Ямала — 16 дней.

Позиции России ещё больше укрепятся, когда будет реализован не менее амбициозный проект «Арктик СПГ-2».

В рамках этого проекта планируется построить на полуострове Гыдан на базе Утреннего (Салмановского) нефтегазоконденсатного месторождения завод с тремя линиями сжижения газа общей производительностью 18 млн тонн в год. Первую линию предполагается запустить в 2022 году.

ТАСС/Сергей Фадеичев

Завод по производству сжиженного природного газа «Ямал СПГ»

Хотя мощность нового завода будет больше по сравнению с «Ямал СПГ», расходы на его строительство планируются значительно меньше — на уровне 10 млрд долларов. Сокращение затрат обусловлено принципиальным изменением технологической схемы. В отличие от «Ямал СПГ» линии сжижения на заводе «Арктик СПГ-2» планируется разместить не на суше, а на плавучих морских платформах на гравитационных основаниях на Обской губе. Предполагается, что газовозы для загрузки будут швартоваться напрямую к платформе.

Строить морские платформы и устанавливать на них линии сжижения для «Арктик СПГ-2» планируется на предприятии, которого пока нет. В селе Белокаменка Мурманской области возводится Кольский центр строительства крупнотоннажных морских сооружений, который будет специализироваться на изготовлении морских комплексов для производства, хранения и отгрузки СПГ и стабильного газового конденсата. Стоимость проекта оценивается в 90 млрд рублей. По сообщению губернатора Мурманской области Марины Ковтун, первая верфь на предприятии должна быть запущена в июне 2019 года, вторая — в декабре 2019 года.

Следует отметить, что реализация СПГ-проектов влечёт за собой создание крупной вспомогательной инфраструктуры. По оценке Леонида Михельсона, в этой сфере будет занято порядка 80 тыс. человек.

С запуском заводов «Ямал СПГ» и «Арктика СПГ-2» на проектную мощность, при которой совокупное производство сжиженного газа составит 34,5 млн тонн в год, Россия войдёт в тройку крупнейших мировых производителей и экспортёров СПГ. Если же будут реализованы другие СПГ-проекты, о чём писал News.ru, наша страна может претендовать на лидирующие позиции.

Но ещё большая значимость этих проектов заключается, пожалуй, в том, что на их основе в России создаётся, по сути, новая высокотехнологичная отрасль, позволяющая не только пополнять бюджет, но и способствовать модернизации экономики.


самое читаемое
читайте также
политика 04:01, 24 октября 2017
На Камчатке будет создан СПГ-терминал
Соглашение подписали правительство края и «Новатэк»
Другие новости
Top