По вине энергокомпании у жителей дома сгорели приборы. Возмещать ущерб владельцам техники отказались. И они отправились в суд. В итоге требования жильцов суд частично удовлетворил, сообщает «Российская газета». Верховный же суд пересмотрел решение и постановил, что компания полностью отвечает перед потребителями за качество услуг.
«Стоит отметить, что данная позиция Верховного суда не является абсолютно новой. В последние несколько лет в подобных спорах чётко просматривается так называемая пропотребительская позиция судов», — прокомментировал корреспонденту News.ru юрист нефтегазовой юридической компании «Стрим» Евгений Клементьев.
Выходит, если качество было неважное, о чём свидетельствуют скачки в напряжении, вина за сломанные холодильник и телевизор ложится на компанию. Конечно, тот факт, что высшая инстанция встала на сторону жильцов, радует. Но им пришлось потратить дополнительное время, чтобы Верховный суд рассмотрел дело. Как действовать в аналогичном случае, чтобы сэкономить нервы и другие ресурсы?
Алгоритм
Итак. Произошёл сбой в сети, и пострадало самое нужное, что есть в доме, — техника. Что делать? Первым делом нужно написать претензию в энергокомпанию со списком всего, что пришло в негодность, говорит корреспонденту News.ru адвокат по гражданским делам правового центра «Человек и Закон» Ольга Немцева.
По возвращении домой можно заварить чай и пригласить в гости представителей энергокомпании. Чтобы они смогли не только оценить качество пирога с яблоком, приготовьте пострадавшую технику заранее.
«Если они откажутся идти к вам, позвоните в управляющую компанию. Нужно зафиксировать тот факт, что техника сломалась», — говорит адвокат. Этот совет касается больше крупных предметов. Например, стиральной машины или холодильника.
Мелкую же бытовую технику можно упаковать и отнести в мастерскую, рекомендует юрист. Там напишут заключение: «Чайник неисправен» или «Восстановление фена будет стоить 2000 рублей».
Когда сумма убытка известна, можно смело идти в энергоснабжающую организацию и просить возместить этот убыток. Если же там покачают головой и деньги за поломку не вернут, придётся идти в суд. С собой нужно взять два документа — претензию и заключение мастера.
«Мы оплачиваем энергию как потребители. Значит, в этом случае на нас распространяется закон „О защите прав потребителей“», — уверена адвокат Ольга Немцева. Этот закон позволяет не только требовать с компании возместить ущерб, но и оплатить штраф потребителю за вред, который она нанесла.
Только факты
Как же доказать, что скачки в напряжении были? «Обратитесь в аварийно-диспетчерскую службу вашего района и пригласите ремонтников, чтобы они составили акт о некачественности оказанной услуги и причинённом ущербе», — комментирует корреспонденту News.ru управляющий партнёр, адвокат Московской коллегии адвокатов «Центральная коллегия адвокатов» Дарья Жидких.
Но как быть, если компания никак не хочет платить за сломанный утюг, стиральную машину и другие приборы? Тогда экспертиза, которую может назначить суд, определит причину поломки, отвечает адвокат Ольга Немцева. При этом специалисты не только скажут, почему плита больше не выпекает сдобные пирожки, но и установят, как давно в ней «что-то пошло не так».
Иногда в жарком споре с энергокомпанией люди добавляют в свой перечень и что-то от себя. Например, ту технику, которую они давно собирались поменять, да не было повода. А тут — энергетики и так виноваты — испортили миксер. Почему бы не добавить к миксеру других «электродрузей»? Как отмечают эксперты, суд редко направляет на экспертизу — никто, может, и не заметит ещё один чайник. Однако не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что проверить всё-таки могут. И тогда дело осложнится «неверными сведениями».
Перефразировав песню Андрея Макаревича, можно сказать: да, судебные споры — последнее дело. Конечно, лучше постараться решить всё мирным путём. Но если компания отказывается, придётся разбираться с юристами. И нужно к этому тщательно подготовиться — собрать документы и ждать решения суда.