Самый крупный российский оператор розничных сетей «Перекрёсток», «Пятёрочка» и «Карусель» компания Х5 Retail Group не смогла найти покупателя для сети своих магазинов «Перекрёсток Экспресс». В настоящее время сокращается количество магазинов, а если после оптимизации покупатель так и не объявится, то закроются и все остальные «Экспрессы». 


Причиной сворачивания сети стала её низкая рентабельность. Ряд ранее закрытых «Экспрессов» были отданы под «Пятёрочки», часть самых провальных торговых точек закрыты окончательно и ждут новых арендаторов. До конца года после оптимизации сети оставшиеся «Экспрессы» будут вновь выставлены на продажу, пишет «Коммерсант». Таким образом, крупнейший розничный ретейлер фактически выходит из сегмента магазинов convenience store либо сокращает своё присутствие до минимума.  

Эксперимент-экспресс  

Сеть магазинов «Перекрёсток Экспресс» появилась в 2007 году благодаря усилиям группы X5 Retail Group и её партнёров. Но уже в 2010 году X5 Retail Group получила операционный контроль над сетью, а годом позже — полный контроль. Тогда же группа начала экспериментировать с форматом «экспресс». Результатом стал ребрендинг нескольких «Экспрессов» под бренд «Еда».

В принципе, ряд маркетологов укладывают магазины «Перекрёсток Экспресс» в формат convenience stores, то есть буквально — «удобный магазин». Как правило, это торговые площади не более 200 кв. метров, там можно купить самые необходимые товары. Ещё в 2017 году руководство Х5 весьма оптимистично смотрело на данный торговый формат. В том же году главный исполнительный директор X5 Retail Group Игорь Шехтерман рассказывал, что сегмент, в котором работает «Перекрёсток Экспресс», имеет определённый потенциал на российском рынке, хотя и обладает достаточно узкой нишей. 

Впрочем, уже в октябре 2017 года в Х5 официально заявили о начале поиска покупателей на сеть «Перекрёсток Экспресс». А уже в конце прошлого года сеть «Перекрёсток Экспресс» сократилась на каждый седьмой магазин.

Если максимальное число торговых точек сети, по данным «Infoline-Аналитика», достигало 170, то в настоящее время их осталось 116, и дальнейшее сокращение не исключено. Кроме того, по итогам прошлого года сеть «Перекрёсток Экспресс» оказалась единственной в структуре Х5, от которой не дождались прибыли. 

ТАСС/Сергей Фадеичев

Тогда выручка сети снизилась на 11,6%, до 9,77 млрд рублей, а средний чек составил 278 рублей, сократившись на 2,5%. Впрочем, и в структуре общей выручки ретейлера этот показатель не превышает 0,8%. Кроме того, в прошлом году Х5 не осталась в накладе, усилив свои позиции в розничных сетях, арендовав более сотни площадок, ранее торговавших под брендами «Монетка» и «Седьмой континент».

В поисках покупателя

Мнения специалистов по ретейлу и маркетологов разделились. Ряд специалистов по розничной торговле заявили, что с самого начала отнеслись скептически к идее разместить в столице магазины формата с-stores. В минус такому формату вменяют малую площадь, которую большим ассортиментом не заполнишь.

Более того, они не исключают, что точкой в истории с попыткой внедрить данный формат станет окончательное закрытие остальных магазинов сети. Впрочем, не исключается, что Х5 попытается «отбить» часть затрат и повторно выставить на продажу оставшиеся магазины «Экспресс» либо продать их поодиночке.

Впрочем, другие специалисты по торговой недвижимости не так оптимистичны, считая, что покупателей на свою сеть в Х5 так и не дождутся. Они объясняют, что если подобный формат пока в столице не прижился, то в регионах покупателей для неотложных покупок устраивают придомовые магазинчики. Более того, ряд претендентов на торговые площади будут выжидать их полного освобождения в случае, если на сеть целиком так и не найдётся покупатель.

Быстромаркет по франшизе

В настоящее время подавляющее большинство продовольственных и мелкотоварных магазинов занимают форматы «у дома», супер- и гипермаркеты. С большими маркетами всё ясно, однако чем отличается c-store от придомовых магазинов и почему формат первых не прижился?

Строго говоря, магазины convenience stores имеют на Западе давнюю историю и заслуженную популярность. Они действительно работают круглосуточно, предоставляя покупателям товары повседневного спроса, и рассчитаны на так называемые импульсные покупки. Если площадь позволяет, то внутри удаётся втиснуть и мини-кафе с собственной пекарней.

В США самым популярным брендовым магазином формата c-stores многие считают сеть 7-Eleven. Её первый магазин появился в Далласе в 1927 году, а первый магазин по её франшизе был открыт в 1974 году в Японии.

Теперь же в Японии «экспресс-маркетов» в два раза больше, чем почтовых отделений, и столько же, сколько АЗС, они составляют совокупный доход ретейла в $56 млрд. При этом их количество все последние десятилетия продолжает стремительно расти. От Японии не отстаёт Южная Корея, в которой популярность магазинов подобного формата чрезвычайно высока. Местные «экспрессы» предлагают свежесваренный кофе, газировку, сладости, выпечку и свежую прессу. Что интересно, на рынке Юго-Восточной Азии (Китай, Вьетнам и Индонезия) подобный формат практически неизвестен и не освоен.

В Европе пальма первенства у сети Narvesen, представленной в большинстве стран континента как собственными магазинами, так и франшизой. Ассортимент всё тот же — самые необходимые товары. Впрочем, норвежцы, помимо магазинчиков, ведут торговлю через маленькие киоски.

В Москве сворачивание сети «экспрессов» объясняют отсутствием места, где можно перекусить тут же купленными продуктами. Другие потенциальные покупатели жалуются на цену  и предпочитают быстромаркету опять же свой придомовой магазин, благо многие из них давно уже перешли на круглосуточный режим работы.