Официально устроенным трудовым мигрантам из стран Евразийского экономического союза будут выплачиваться пенсии, чего прежде не было. Соответствующее соглашение (о пенсионном обеспечении в ЕАЭС) готовится к подписанию и ратификации. Сейчас, согласно российскому законодательству, работодатель делает отчисления в ПФР за иностранных работников, однако на пенсии они претендовать не могут. 


Евразийская экономическая комиссия ещё в марте обнародовала проект соглашения, а в середине мая Минтруд РФ направил на рассмотрение Экспертного совета при правительстве соответствующий пакет документов, попросив согласовать их «в возможно короткий срок». Соглашение предполагает, что страна, в которой мигрант работал на легальном основании, будет выплачивать ему пенсию и по его возвращении на родину. Напомним, в ЕАЭС входят Россия, Белоруссия, Армения, Киргизия и Казахстан, для граждан которых уже действуют облегчённые нормы оформления на работу в РФ. 

Разный размер взносов

Nikolay Gyngazov/Global Look Press

Сейчас пенсии в республиках СНГ выплачиваются на основании Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 1992 года. Пенсии назначает страна постоянного проживания лица независимо от его гражданства. Это «делает практически невозможной задачей реализацию пенсионных прав трудящихся в полном объеме, которые сформированы ими за годы работы на территориях нескольких государств-членов», говорится в пояснительной записке к проекту соглашения. При этом в ЕАЭС разный размер пенсионных взносов с зарплат: в России — 22%, в Белоруссии — 29%, в Казахстане — 10%, в Армении — 10%, а в Киргизии нет фиксированной ставки. 

После ратификации нового соглашения пенсия будет следовать за пенсионером, а стаж, приобретённый на территории разных государств-членов, просуммируется. Например, если мигрант из Киргизии по достижении пенсионного возраста получил право на страховую пенсию по старости в РФ, то даже при возвращении на родину пенсию ему продолжит выплачивать Россия. Согласно письму Минтруда, в 2020–2021 годах дополнительные расходы ПФР на выплаты пенсий по новому договору составят в общей сложности 166 млн рублей. 

Юридические сложности

Сергей Лантюхов/News.ru

По мнению эксперта Академии управления финансами и инвестициями Геннадия Николаева, внедрению новых правил могли мешать юридические сложности: правовой статус ПФР всё ещё до конца не определён, а многие обязанности прописаны неясно, из-за чего пенсионные накопления находятся в подвешенном состоянии. Кроме того, отчисления с зарплат мигрантов, ввиду отсутствия необходимости выплачивать им пенсии, могли направляться на текущие выплаты. Да и раньше особой необходимости в таких преобразованиях не было: скорее всего, мотивацией для отечественных чиновников послужила ратификация 102-й конвенции Международной организации труда в прошлом году. 

В целом нововведение должно положительно сказаться на тех мигрантах, которые собираются задержаться в России на долгий срок, но не желают получать гражданство. Раньше они не имели возможности нарабатывать стаж для получения пенсии по возвращении в родную страну. Разумеется, потребуется время для настройки инфраструктуры, однако серьёзные трудности маловероятны, учитывая тесные связи внутри ЕАЭС.

Геннадий Николаев

эксперт Академии управления финансами и инвестициями

Задача синхронизации работы

Для России «экспорт пенсий» — это очевидная возможность решить демографические проблемы, ограничивающие возможности её экономики, считает главный аналитик Центра аналитики и финансовых технологий Антон Быков. По его словам, если правильно преподнести эту опцию, то, учитывая более высокий уровень заработных плат и пенсионного обеспечения в РФ, получится привлечь необходимый трудовой ресурс для обещанного экономического рывка. При этом нынешнее соглашение не родилось спонтанно, а стало результатом планомерной и очень сложной работы. Ему сопутствовали преобразования национальных пенсионных систем во всех странах ЕАЭС, включая Россию. От синхронизации этой работы, собственно, и зависят сроки подписания и ратификации документа. Остаются технические вопросы, это, например, механизмы взаимодействия национальных пенсионных фондов, формулы для определения итоговых размеров пенсий.  

Гораздо интереснее, к каким стратегическим и долгосрочным последствиям приведут эти сложные интеграционные шаги, подразумевающие увеличение взаимной ответственности стран. Просчитать их пока не представляется возможным.

Антон Быков

главный аналитик Центра аналитики и финансовых технологий

По словам ведущего аналитика «Бизнес Инсайдера» Анара Исмаилова, цели правительства ему понятны. Новые меры призваны помочь восстановить приток трудовых мигрантов, который среди прочего обеспечивает рост ВВП (вследствие возрастающего потребительского спроса), а также перекрывает естественную и миграционную убыль населения. Кроме того, соглашение направлено на укрепление союза ЕАЭС. В условиях изменения «правил игры» в мире Москве необходимо искать новых партнеров и укреплять дружбу со старыми. 
 

Очевидно, что расходы по выплате пенсии дополнительно лягут на бюджет. Выплаты составят 166 млн рублей, но с притоком мигрантов эта сумма будет увеличиваться. 

Анар Исмаилов

ведущий аналитик «Бизнес Инсайдера»: 

Однако далеко не факт, что соглашение сработает как планируется. В большинстве своём трудовые мигранты работают за «черный нал», то есть получают деньги в конверте. Большинство из них предпочтут, чтобы всё осталось по-прежнему, резюмирует Исмаилов.