В ходе недавнего визита президента США Дональда Трампа в Китай между двумя странами были подписаны торгово-экономические соглашения на 253 млрд долларов, что является рекордным показателем за всю историю китайско-американских саммитов. Ещё одним рекордом стали подписанные соглашения в газовой сфере стоимостью 43 млрд долларов. Хотя эти договорённости прямо почти не затрагивают Россию, Пекин, несомненно, использует их для торга с Москвой по совместным проектам.
Ведущая нефтегазовая госкорпорация КНР China National Petroleum Corp. подписала с американской компанией Cheniere Energy договор о намерениях по заключению контракта на поставку из США в Китай сжиженного природного газа (СПГ). Одновременно с этим три китайские госкорпорации — China Petrochemical Corp. (Sinopec), госфонд China Investment Corp. (CIC) и Bank of China — заключили с властями штата Аляска и компанией Alasca Gasline Development Corp. (AGDC) соглашение о реализации проектов по сжижению газа общей стоимостью 43 млрд долларов.
Соглашением предусматривается модернизация расположенного в городе Никиски на юге Аляски действующего завода по сжижению газа производительностью 1,5 млн тонн в год, построенного ещё в 1969 году. В результате реконструкции мощность предприятия увеличится до 20 млн тонн в год. Кроме того, планируется построить трубопровод протяжённостью 1200 км, который соединит газовые месторождения на севере штата с заводом по производству СПГ. Ожидается, что в этих проектах будут также участвовать крупнейшие нефтяные компании — ExxonMobil, BP и ConocoPhillips.
Коротким путём
Китайско-американские соглашения по газовому сотрудничеству появились в Пекине не на пустом месте, что даёт основание говорить о серьёзности намерений той и другой стороны.
По информации агентства Bloomberg, договорённость о поставках в Китай американского СПГ была достигнута в апреле этого года во Флориде на переговорах китайского лидера Си Цзиньпина и президента США Дональда Трампа. Месяц спустя было подписано двустороннее торговое соглашение, которое предусматривает расширение доступа американских энергетических компаний на китайский рынок. Тогда же компания Cheniere Energy объявила о подготовке долгосрочного контракта на поставку из США в Китай сжиженного природного газа.
Первый танкер с американским СПГ прибыл в Китай в августе 2016 года. Газ был доставлен в китайский порт Яньтянь с нового американского экспортного терминала Sabine Pass, введённого в эксплуатацию в феврале 2016 года. До этого США поставляли сжиженный газ в Южную Америку, на Ближний Восток, в Южную Азию, а также в Португалию и Испанию.
Как отмечает агентство Platts Analytics, поставка американского СПГ танкерами на рынки Китая, Японии и Южной Кореи стала более экономичной после завершения в июне 2016 года расширения Панамского канала. Это позволило снизить стоимость транспортировки СПГ по этому маршруту более чем на 25% — c 49 до 35,7 доллара за 1000 куб. метров.
Несмотря на это, как тогда отмечали эксперты, США не смогли предложить китайским потребителям конкурентоспособные условия. По оценке заместителя директора Фонда энергетической безопасности Алексея Гривача, по причине высокой себестоимости сжижения газа все поставщики американского СПГ терпят убытки.
С тех пор мало что изменилось. Поэтому реализация достигнутых в Пекине договорённостей в решающей мере будет зависеть от того, насколько сторонам удастся сойтись в цене. Понятно, что по условиям долгосрочного контракта американские компании уже не будут торговать себе в убыток, иначе теряется смысл сделки. А вывести неприемлемую цену может только максимальное сокращение издержек на производство и транспортировку СПГ.
Похоже, именно это побудило США и Китай выбрать Аляску в качестве площадки для совместных проектов. Главное преимущество Аляски — короткое транспортное «плечо» до Китая, что даёт возможность существенно сократить расходы на доставку СПГ, хотя в зимний период для танкеров понадобится ледокольная поддержка. Однако приемлемая рентабельность экспорта будет зависеть также и от того, насколько экономичным окажется производство СПГ. Пока таких данных нет, в связи с чем стороны избегают говорить о конкретике.
Однако в случае реализации этих проектов России придётся внести некоторые коррективы в газовые планы на внешней арене.
Лицом к лицу
В настоящее время в России имеется единственный завод по производству сжиженного газа, действующий в рамках проекта «Сахалин-2».
Оператором этого проекта является компания Sakhalin Energy, в которой 50% плюс одна акция принадлежат «Газпрому», 27,5% минус одна акция — англо-голландской Shell, 12,5% — японской Mitsui & Co. Ltd и 10% — японской компании Mitsubishi Corporation. В 2016 году на двух линиях завода было произведено 10,9 млн тонн СПГ, который полностью пошёл на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в основном в Японию, а также в Южную Корею, на Тайвань и в Китай.
Поскольку завод находится практически рядом с рынками сбыта, его конкурентоспособность по отношению к американским производителям СПГ не вызывает никаких сомнений. Не случайно участники проекта «Сахалин-2» приняли решение увеличить мощности завода до 15 млн тонн в год за счёт постройки третьей технологической линии.
Несколько иначе выглядит ситуация с российским заводом «Ямал СПГ», первая очередь которого мощностью 16,5 млн тонн сжиженного газа в год будет введена в эксплуатацию до конца 2017 года. Вторую очередь завода «Ямал СПГ» планируется запустить в 2018 году, третью — к 2019 году.
Стоимость проекта составляет 27 млрд долларов. Оператором проекта выступает совместное предприятие в составе российской компании НОВАТЭК, которой принадлежит 50,1%, французской Total (20%), китайской национальной нефтегазовой корпорации CNPC (20%) и китайского Фонда Шёлкового пути (9,9%).
На сегодняшний день практически весь сжиженный газ законтрактован, что свидетельствует о его востребованности потребителями, главным образом странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы. Однако пока неизвестно, насколько высоки будут расходы на транспортировку СПГ, так как в Южную Корею, Японию и Китай он будет доставляться по Северному морскому пути танкерами ледового класса. Если эти расходы окажутся высокими, российскому СПГ придётся конкурировать с американским.
В России может появиться ещё один СПГ-завод производительностью 10 млн тонн в год — в Ленинградской области. Но это произойдёт не ранее 2022-2033 годов. В случае попадания на рынки Азиатского-Тихоокеанского региона этот газ может тоже пересекаться с американским.
«Сила Сибири» силу не теряет
В связи с заключёнными китайско-американскими соглашениями появились утверждения, что это ставит крест на масштабном проекте «Сила Сибири». На самом деле никакого влияния, ни большого, ни малого, этот проект со стороны альянса США — КНР на себе не почувствует.
Как известно, контракт о поставках российского газа в Китай по восточному маршруту («Сила Сибири») «Газпром» и китайская корпорация CNPC подписали в мае 2014 года, через год он вступил в силу. Договор сроком на 30 лет предусматривает ежегодную поставку в Китай 38 млрд куб. метров российского газа. Поставки голубого топлива начнутся 20 декабря 2019 года, что зафиксировано в подписанном участниками проекта летом 2016 года соглашении. То есть Китай начнёт получать газ по этому маршруту раньше, чем завершится разработка технико-экономического обоснования проектов на Аляске. Более того, на днях глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что поставки газа в КНР могут начаться раньше декабря 2019 года.
Другое дело — газовые проекты, которые уже давно обсуждаются Москвой и Пекином и которые пока не находят логического завершения, главным образом из-за жёсткой позиции Китая применительно к цене.
Один из них — транспортировка российского газа до 30 млрд куб. метров из Западной Сибири по западному маршруту («Сила Сибири — 2») до границы с Китаем. Второй потенциальный проект — поставка газа с Дальнего Востока объёмом 8 млрд куб. метров в год по газопроводу Сахалин — Хабаровск — Владивосток с ресурсной базы «Сахалина-3».
Безусловно, заключённые с США соглашения Китай будет использовать в переговорах с Россией для того, чтобы обеспечить себе более привлекательные условия. Насколько восприимчивой окажется к этому Москва, будет зависеть, видимо, от точного понимания того, чего больше в китайско-американских проектах — блефа или реальности.