Россияне, исполнившие 18 марта свой гражданский долг, в очередной раз избравшие главу государства, теперь задаются вопросами: каким будет четвёртый президентский срок Путина? Станет ли их жизнь легче, зажиточнее, появится ли уверенность в завтрашнем дне?
На встрече с сопредседателями своего избирательного штаба Путин назвал задачи, решением которых намерен заняться в первую очередь.
«Основное, чем мы будем заниматься, — это, конечно, прежде всего, внутренняя повестка дня, — заявил Владимир Путин. — Это, прежде всего, обеспечение темпов роста экономики Российской Федерации, придание ей инновационного характера. Это развитие в области <...> здравоохранения, образования, промышленного производства, <...> инфраструктуры, других направлений важнейших, для того чтобы двигаться вперёд и поднимать уровень жизни наших граждан».
Однако у Путина есть и другие приоритеты.
«Конечно, есть и вопросы, связанные с обеспечением обороноспособности, безопасности. Без этого тоже не обойтись», — добавил ВВП.
Обеспечить рост уровня жизни, вытащить из нищеты более 20 млн граждан страны (имеющих доходы ниже прожиточного минимума), поднять лежащую на боку экономику, улучшить здравоохранение, образование, исправно выполнять социальные обязательства государства, с одной стороны, и на равных с Западом участвовать в гонке вооружений — с другой — на самом деле, задачи если не взаимоисключающие, то крайне трудно решаемые в совокупности. Да что там — практически нерешаемые.
Либо одно, либо другое
Строить социальное (не только по Конституции) государство, поднимая гражданский сектор экономики, инвестировать в человеческий капитал. Или обрастать всё новыми и новыми гирляндами ракет, бомб, создавать перспективное оружие, которого нет у потенциальных противников. Разумеется, считаются только с сильными. Однако не стоит забывать, что конфронтация с Западом, наращивание военных мускулов в ущерб обеспечению народа всем необходимым стали главными причинами гибели Советского Союза — государства, казавшегося его гражданам незыблемой скалой.
Создание инновационной экономики, повышение темпов её роста — задачи не из лёгких. К тому же пока совершенно непонятно, где (кроме развития оборонно-промышленного комплекса) Путин видит источники экономического роста.
Добывать и продавать ещё больше нефти и газа? Во-первых, их запасы когда-нибудь кончатся. Во-вторых, нельзя не учитывать мощный рост американской нефтянки. Осваивая новые месторождения сланцевой нефти, последовательно снижая её себестоимость, США рано или поздно станут мировыми лидерами нефтяной отрасли. Они неизбежно потеснят нас на нефтяном олимпе. Собственно, это происходит уже сегодня.
К тому же все развитые страны — от тех же Штатов до Китая — активно развивают «зелёную» энергетику, использующую возобновляемые источники энергии (солнце, ветер, приливы и т.д.). А значит, снижают зависимость от углеводородов.
Не исключено, что российские нефть и газ когда-нибудь вообще не понадобятся развитым экономикам. Что тогда станет с нашим бюджетом? Вопрос риторический. Конечно, дело пока столь далеко не зашло, а вот снижение нефтяных и газовых котировок — реальность сегодняшняя.
Всерьёз рассчитывать на повышение нефтяных цен, строить на этих расчётах экономическую стратегию государства — не только глупо, но и, пожалуй, преступно.
Столь же бесполезно ожидать снятия западных санкций. Главное условие Запада — вернуть Украине Крым — невыполнимо. А значит, снятия санкций нам не видать, как своих ушей. Следовательно, технологическое отставание в той же, к примеру, нефтедобыче, нам практически гарантировано. И откуда же в таком случае возьмутся те 25 млн высокотехнологичных рабочих мест, которые обещал президент?
Существенную поддержку планам Путина мог бы оказать малый и средний бизнес, создающий значительную часть рабочих мест, обеспечивающий куском хлеба сотни миллионов людей на планете. В таких странах, как Китай, доля малого бизнеса в ВВП уже сегодня превышает 60%. У нас — не более 20%. Этот колоссальный ресурс в России используется из рук вон плохо. Помощь ему оказывается только на словах. Ставку власти РФ делают по-прежнему на крупный бизнес, в основном добывающий. И ещё на госкорпорации — совершенно непрозрачные, нерыночные, неповоротливые механизмы.
Владимир Путин не раз говорил о том, что государство будет сокращать долю в экономике. Оно, между тем, её увеличивает. Говорил, что необходимо снижать нагрузку на бизнес, но за счёт таможенных, торговых и прочих сборов она фактически повышается. Бизнес-климат в стране не улучшается ни на йоту. В результате в январе этого года чистый отток капиталов из России вырос по сравнению с прошлым годом в 2,3 раза.
Каковы же прогнозы?
Минэкономразвития сообщило, что если рост ВВП РФ в декабре прошлого года оценивался в 1,4%, то январь 2018-го показал 2%. Итак, рост ускоряется. Однако непонятно, устойчива ли эта тенденция.
Недавно Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) обновила мировой экономический прогноз на текущий год. Если в ноябре прошлого года рост мировой экономики оценивался в 3,7%, то теперь — в 3,9%. Применительно к России динамика противоположная. В ноябре прогноз был 1,9%, теперь — 1,8%. Казалось бы, ну что такое одна десятая? Мелочь! Да, но неприятная. Выходит, Россия продолжает отставать.
Только ленивый не критиковал правительство Медведева и его самого. И есть за что. Кабинет министров так и не разработал стратегию экономического роста, ничего не сделал для диверсификации экономики.
Не преувеличивая роли премьер-министра и его команды в разработке и принятии важнейших для страны решений, не будем её и недооценивать. От того, кто станет новым премьером, не так уж мало зависит.
Спекуляций на эту тему предостаточно. Однако тут важнее принципиальный подход Путина. Доверит ли он экономические бразды силовику, например, нынешнему тульскому губернатору, Герою России Алексею Дёмину (которого прочат в преемники Путина), или кому-то из реформаторов либерального толка? Например, Кудрину или Голиковой.
От военного человека можно ждать закручивания гаек, наведения порядка, но вряд ли от него стоит ждать радикальных реформ.
Между тем реформы необходимы.
Главная из них — разгосударствление экономики, своего рода аналог ленинской НЭП. Нужно, наконец, зажечь зелёный свет частной инициативе, освободив малый бизнес от ярма бесконечных проверок, растущих налогов и сборов. Всячески поощрять (не на словах, а на деле) несырьевые отрасли промышленности.
Если Путин всё-таки выберет курс на реформы, важно, чтобы реформаторы постоянно чувствовали поддержку президента. Чтобы не получилось так, как у нас всегда бывало: курс на реформы провозгласили, а затем вскоре отбили реформаторам руки, обвинив их во всех грехах.
Выбор перед Путиным стоит непростой. От его решений, прежде всего, зависит, встанет ли Россия вровень с самыми развитыми странами, либо экономисты продолжат споры о том, что у нас нынче на дворе — рецессия или стагнация?
Слово за президентом!