Санкции США в отношении Ирана обернулись очевидной выгодой для России, позволив ей перехватить традиционных покупателей иранской нефти. Вместе с тем Москва намерена и в дальнейшем приобретать чёрное золото у Исламской Республики, но делать это по бартеру — взамен на продовольствие и производственное оборудование.

Пик добычи за последние 30 лет

Американское издание The Wall Street Jornal, выступившее с такими утверждениями, пишет, что две страны — Иран и Россия — добывают нефть со сходными характеристиками и поэтому НПЗ в разных частях света могут легко поменять поставщика. Однако опрошенные News.ru эксперты сомневаются в правомерности последнего тезиса. И соглашаются с WSJ лишь в том, что РФ вышла на пик добычи за последние 30 лет. В октябре, сообщает издание, российские нефтяники добывали 11,41 млн баррелей в сутки, что на 4,3% выше по сравнению с тем же периодом 2017 года.

Автор статьи в WSJ Бенуа Фокон напоминает, что российская нефть популярной марки Urals, как и иранская, имеет среднюю плотность и высокое содержание серы и что её можно быстро доставлять на европейские заводы для переработки. По его словам, сейчас итальянские НПЗ компаний Eni и Saras покупают больше нефти у РФ, чтобы компенсировать прекращение поставок из Ирана.

«Более выгодные рынки»

Одновременно Москва протягивает Тегерану, оказавшемуся под санкциями США, спасательный круг, пишет The Wall Street Journal. Речь идёт об обещаниях покупать иранскую нефть, расплачиваться исключительно по бартеру, а затем перерабатывать для внутреннего потребления. В результате высвободится собственная нефть «для экспорта на более выгодные рынки».

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Иранский нефтяной танкерФото: Michal Fludra/ZUMAPRESS.com/Global Look PressИранский нефтяной танкер

Под таковыми WSJ подразумевает и европейский, и азиатский. После того как 5 ноября вступил в силу второй блок антииранских ограничительных мер Вашингтона, затрагивающий сферу энергетики, восемь стран ещё в течение 180 дней могут покупать нефть у Ирана. Это Китай, Индия, Италия, Греция, Япония, Южная Корея, Тайвань и Турция. Сегодня 70% экспортируемой Ираном нефти направляется в Азию, прежде всего в Китай и Индию.

Последствия санкций для Ирана

При этом в результате санкций нефтедобыча в Иране сократилась до минимального за 2,5 года уровня. По информации Международного энергетического агентства (IEA), в сентябре она составила 3,45 млн баррелей в сутки. Поставки за рубеж снизились на 800 тысяч б/с по сравнению с показателем второго квартала 2018 года — до 1,63 млн б/с. Между тем в 2017 году суточная добыча в Исламской Республике, по данным ОПЕК, достигала 3,87 млн баррелей. А BP в своём обзоре оценивал её в 4,98 млн б/с.

WSJ сообщает, что Китай в сентябре сократил импорт из Ирана на 34% по сравнению с прошлым годом, тогда как закупки из РФ выросли на 7%. В августе Южная Корея на 85% уменьшила закупки иранской сырой нефти, параллельно увеличив их в РФ на 20%. В июне после трёхмесячного перерыва импорт российской нефти возобновила Турция, отмечает американское издание.

По словам партнёра консалтинговой компании RusEnergy Михаила Крутихина, объём поставок нефти из России в Китай действительно растёт. За последние десять лет он увеличился с 11,6 млн т до ожидаемых в этом году 66 млн т, причём нефть (в основном смесь ESPO, более лёгкая и менее сернистая, чем Urals) идёт по нескольким основным маршрутам: отвод через границу от магистральной трассы Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО); конечный пункт ВСТО — дальневосточный порт Козьмино; транзитом через Казахстан.

Великая загадка

«Если посмотреть на логистику, на потребности российских НПЗ на этих направлениях, суммарная мощность маршрутов в Китай ограничена и составляет в реальности около 75 млн т в год. Оперативно заменить иранцев на китайском рынке у России не получится», — сказал Крутихин News.ru.

Что касается западного, европейского направления, то, по его словам, просматривается тенденция к некоторому сокращению экспорта. Прежде всего падает добыча в главном источнике российской нефти — Ханты-Мансийском автономном округе. Крупных открытий не было уже давно, а большую часть запасов составляет трудноизвлекаемая нефть с очень высокой себестоимостью добычи — в $80 и более за баррель. Кроме того, утверждает Крутихин, в Европе стали жаловаться на ухудшающееся качество традиционной смеси Urals.

«Как образом Россия может заменить Иран на европейском направлении, для меня великая загадка. Наши компании и так добывают на пределе своих возможностей, не обращая никакого внимания ни на инструкции Минэнерго, ни на его договорённости с ОПЕК+. Добыча нефти в стране вышла на пик, и уже в будущем году начнётся её сокращение по вполне объективным причинам», — говорит Михаил Крутихин.