USD  65.3065 EUR  75.3702
GOLD1,233 $   Brent76.25 $ Bitcoin6,475.99 $
МОСКВА6°C19:10
ПОИСК ПОИСК ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ 18+ facebook twitter vkontakte instagram

Налоговики получат полный доступ к банкам

News.ru/Александр Куров

ЦБ будет отправлять в ФНС банковские отчётности без согласия самих финансовых организаций

Банк России принял решение извещать Федеральную налоговую службу об отчётностях финансовых учреждений без их разрешений. Делать это ЦБ будет регулярно.

И если раньше налоговики могли получать такие сведения по запросу и с разрешения финансовых организаций, то теперь этого не требуется.

По данным «Коммерсанта», такие нововведения необходимы для усиления контроля за финансовыми учреждениями. Решение это готовилось давно, а ждали его ещё дольше.

Отметим, что передача финансовой отчётности налоговикам позволяла кредитным организациям оптимизировать налоговую базу. Так, использование зависимых иностранных структур и сделок с ними позволяло выявить убытки по операциям. Таким образом, ФНС сможет усилить контроль за налоговыми агентами. Между тем на начальном этапе, скорее всего, это приведёт лишь к увеличению нагрузки как на само ведомство, так и на работников банковской сферы, которым придётся предоставлять разъяснения на дополнительные запросы ФНС.

Конечно, теперь ФНС станет легче осуществлять мониторинг банков, в первую очередь проще будет выполнять задачи по мониторингу за банками, которые специально снижают свою прибыль, чтобы в итоге платить меньше налогов.

Не исключено, что Банк России станет присылать больше запросов в сами кредитные организации перед предоставлением их отчётности. Это может означать, что многим небольшим банкам придётся потратиться, чтобы увеличить штат ряда подразделений, например, бухгалтеров, юристов, сотрудников бэк-офиса.

Что касается санкций, то это решение не может помочь уберечься, ведь это никак не поможет банкам скрыть реальных владельцев, даже если они подпали под санкции. Поможет только офшорная юрисдикция, и то не факт, так как иностранные спецслужбы имеют доступ и к офшорным базам данных.

Риск данной инициативы кроется в том, что с введением новых нормативных требований по «автоматическому» раскрытию информации от частных лиц в порядке межведомственного информационного обмена становится всё сложнее найти виновных и привлечь их к ответственности в тех случаях, когда в процессе всех этих обменов происходит утечка и разглашение информации, подчас очень чувствительной для частного лица.

Сергей Патракеев, партнёр Коллегии адвокатов Москвы «Ковалёв, Тугуши и партнёры»

— В данном случае мы имеем дело с таким явлением, как межведомственный информационный обмен. Нужно принять за данность, что он существовал всегда и будет продолжать существовать. Та информация, которую участник хозяйственной деятельности раскрыл одному надзорному органу, при необходимости может стать известной и любому другому надзорному органу посредством межведомственного информационного обмена. В этой части права частного лица никак не ущемляются. К сожалению, нормотворцы постоянно обходят тему возможных утечек стороной, не желая конкретизировать ответственность, поэтому бизнес, как правило, воспринимает подобные инициативы с недоверием.

Наталья Мильчакова, заместитель директора аналитического департамента «Альпари»:

— На наш взгляд, это решение является абсолютно техническим и призвано облегчить ФНС мониторинг кредитных организаций, в отношении которых есть подозрения, что они уменьшают прибыль, чтобы платить меньше налогов. Это решение готовилось давно, причём его инициатором была ФНС. То, что оно принято, представляется логичным: ведь даже на очень высоком уровне говорилось, что не надо кошмарить бизнес путём многочисленных налоговых проверок. Но чтобы бизнес потом сам не начал кошмарить потребителей, в данном случае вкладчиков и других клиентов банков, ЦБ и ФНС пошли по пути наименьшего сопротивления, который позволит уменьшить число таких проверок, не облегчая надзор над банками. Чтобы не повторилась ситуация, как в Татарстане в 2017 году, когда с рынка ушёл один из крупнейших банков республики — Татфондбанк — из-за недобросовестной деятельности его менеджмента. ЦБ и ФНС таким образом смогут усилить контроль за деятельностью банков. Конечно, у такого решения есть и определённые издержки. Наверняка они будут связаны с тем, что ЦБ будет присылать больше запросов в банки перед предоставлением их отчётности в ФНС.

Артём Авинов, ведущий аналитик TeleTrade:

— Передача агрегированной финансовой отчётности в ФНС позволяла банкам в том числе использовать схемы оптимизации налоговой базы. В частности, использование зависимых иностранных структур и сделок с ними позволяло показывать убытки по отдельным операциям. Изменение порядка взаимодействия ЦБ и ФНС позволит ФНС в перспективе повысить уровень контроля за налоговыми агентами.

Владимир Рожанковский, инвестиционный аналитик Global FX:

— По факту такая практика в последние несколько лет уже существовала — правда, до сих пор речь шла о банках с подмоченными репутациями, либо тех немногих, которые не хотели взаимодействовать с регулятором в той или иной мере. Если говорить о международной практике, то без лишней нужды регуляторы не имеют обычая обмениваться межведомственной информацией на рутинной основе (в противном случае, зачем тогда эти ведомства разделять по компетенциям?), но активно сотрудничают друг с другом в случае выявления (либо подозрения на случаи) сокрытия важной материальной информации. Тот факт, что ЦБ запускает данную процедуру для всех банков, может свидетельствовать о массовом характере существующих налоговых проблем. Я не думаю, что эта неординарная практика будет рассматриваться как механизм ухода от ответственности по первоначальному сокрытию какой-либо материальной информации. Впрочем, время покажет.


самое читаемое
Другие новости
Top