Новый кабинет министров принял решение не менять налоги в стране. Текущий налоговый режим сохранится на ближайшие шесть лет.

С таким заявлением выступил в четверг на ПМЭФ-2018 первый вице-премьер — министр финансов Антон Силуанов. Казалось бы, новость позитивная для нашего бизнеса, но не всё так просто.

По его словам, в стране должны быть стабильные условия для уверенной работы бизнеса. Речь, прежде всего, идёт о налоговой политике государства.

При этом Силуанов не стал уточнять, что именно будет меняться — общий уровень налогообложения или же количество конкретных налогов. Создаётся впечатление, что новый кабмин хочет оставить экономическую систему без изменений, сохранив тот объём небольшого экономического роста, который есть сейчас.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Антон СилуановФото: News.ru/Руслан ИсхаковАнтон Силуанов

Глава Минфина не исключил, что налоговую систему ждёт донастройка. Так, будут упрощены взаимоотношения с малым бизнесом, а также с индивидуальными предпринимателями и самозанятыми. Не секрет, что большинство бизнесменов этих категорий работает с применением «серых» схем. Поэтому правительство заинтересовано в том, чтобы сделать работу бизнеса прозрачной и убрать мешающие его развитию барьеры. Если данный механизм реально заработает и принесёт свои плоды, то это будет весомый вклад в ВВП России.

Директор Института актуальной экономики Никита Исаев сообщил корреспонденту News.ru, что в стране растут только сборы, а в заявлении Силуанова мало надежд на то, чтобы его словам суждено было сбыться. По его мнению, пока кардинальных изменений ждать не стоит: Минфин совсем не спешит внести неналоговые сборы в Налоговый кодекс РФ, хотя именно это необходимо, чтобы сдержать рост нагрузки.

«Серьёзно воспринимать заявления о неповышении налогов сейчас невозможно. Такое все слышали уже не раз, однако, вопреки словам, налоговая нагрузка стабильно растёт», — пояснил эксперт.

Он заявил, что сейчас правительство может повышать сборы без каких-либо ограничений. В таком виде говорить о развитии экономики не приходится. Необходимы реальные меры по снижению налоговой нагрузки на бизнес. Нужно стимулировать передовые разработки и модернизацию предприятий.

«В прежнем виде правительство может повышать сборы без всяких проблем и обсуждений. Но и сдерживания роста налогов на самом деле недостаточно для развития экономики. Необходимо снижать налоговую нагрузку, создавать стимулы для передовых разработок и модернизации предприятий, выводить бизнес из тени», — сказал он News.ru.

Отметим, что Силуанов в прежнем составе кабмина наоборот выступал за повышение налоговой нагрузки на бизнес и физлиц. С чем же связан столь резкий разворот? В настоящее время ситуация в нашей экономике относительно стабильная. Пропала турбулентность и излишняя волатильность. Нефть, хоть и слегка откатилась от заветной отметки $80, но всё же не перестаёт радовать. При этом бюджет свёрстан исходя из совершенно других данных по стоимости нефти. Создаётся впечатление, что Минфин планирует компенсировать выпадающие поступления в бюджет в случае неповышения налогов высокими ценами на нефть.

Работа сотрудников ФНС РФФото: ТАСС/Артём ГеодакянРабота сотрудников ФНС РФ

Однако все мы видим, что нефть всё же не так стабильна, и на рынке могут быть изменения как со знаком плюс, так и со знаком минус. Например, нынешний глава Счётной палаты Алексей Кудрин не исключает, что нефть упадёт в цене в ближайшие пару лет до $50. Однако его прогноз можно считать всё же пессимистичным, так как эксперты ожидают, что нефти удастся закрепиться на $80 и двигаться дальше, вплоть до $100.

Между тем российский бизнес считает, что высокие налоги мешают его работе. Так, по данным ВЦИОМ, основными факторами, сдерживающими развитие компаний, являются неопределённость экономической ситуации, высокий уровень налогообложения и снижающийся спрос на внутреннем рынке. 63% опрошенных руководителей отмечают, что положение их компании ухудшилось из-за текущей экономической ситуации.

В качестве приоритетных мер возобновления экономического роста бизнес называет повышение уровня и качества жизни людей; налоговую реформу, стимулирующую экономический рост; ограничение тарифов на услуги инфраструктурных и сырьевых монополий и снижение тарифов.

При этом правительство оправдывается тем, что повышаются якобы не сами налоги, а неналоговые сборы (наиболее яркой является система «Платон»), которые формально налогами не являются, но совершенно неотличимы по своей сути. Нагрузка на бизнес неуклонно растёт.

Задача есть

Нужно помнить, что президент Владимир Путин поставил задачу выполнить свой новый майский указ, а его реализация потребует крупных бюджетных расходов. А как достичь показателей, благодаря которым Россия войдёт в топ-5 мировых экономик? Для этого потребуются новые источники доходов. И, например, повышение налогов — как раз беспроигрышный план, который может быть для правительства пока «планом Б», оставленным про запас. Конечно же, экономический рост в России не станет источником повышения доходов в бюджет. Ведь даже согласно самым смелым прогнозам он не превысит 2% в ближайшие годы, а по мнению иностранных аналитических компаний, темпы роста экономики в РФ только снизятся. Поэтому повышение налогов и ужесточение их администрирования для повышения собираемости выглядят более чем очевидными.

А что с экономическими реформами и решением социальных проблем? Без изменений налоговой политики тут не обойтись. Правительству налоги придётся понижать, вводить новые меры налогового стимулирования для обеспечения экономического роста. Иначе мы так и будем топтаться на одном месте.

Александр Егоров, валютный стратег TeleTrade:

— Текущие экономические условия, и особенно «подарок для бюджета» в виде высоких цен на нефть, позволяют на какое-то обозримое время сохранять действующий налоговый режим, без увеличения налоговой нагрузки. Сохранение состава налоговых платежей и налоговых ставок дадут возможность субъектам экономической деятельности более реально планировать развитие бизнеса. А идея упрощения налоговых взаимоотношений с малыми предпринимателями, индивидуальными предпринимателями и самозанятыми гражданами, работающими в «сером» секторе, позволит повысить прозрачность этой сферы и увеличить вклад в ВВП страны. Заявление, сделанное вице-премьером, безусловно, будет позитивно воспринято как резидентами, так и внешними стратегическими инвесторами.

Анна Кокорева, заместитель директора аналитического департамента «Альпари»:

— Думаю, слова Антона Силуанова удивили многих, так как ранее, до президентских выборов и своего нового назначения, министр то и дело поднимал тему повышения налоговой нагрузки. В частности, он настаивал на завершении налогового манёвра в нефтяной отрасли. Теперь мнение первого вице-премьера поменялось, в связи с этим возникает вопрос: за счёт каких поступлений Минфин планирует увеличить поступления в бюджет, если даже акцизы на бензин вместо повышения будут снижать? Мы выражаем сомнение в том, что Антон Силуанов сдержит своё обещание, и предполагаем, что в случае ухудшения экономической ситуации в стране правительство пойдёт на увеличение ряда налогов.

Иван Карякин, инвестиционный аналитик Global FX:

— Очередная дилемма государственного управления. На этот раз в отношении налогообложения. Заявление Антона Силуанова, что РФ не будет в течение шести лет менять налоги, требует пояснения. Что не будет меняться? Общий уровень налогообложения, количество и назначение конкретных налогов или система администрирования. Скорее всего, Антону Германовичу не удастся сдержать своё слово, потому что реальные задачи, стоящие перед страной, не обойдутся без вмешательства в механизмы государственного регулирования экономики, в том числе в налогообложение. Чего хочет правительство? Оставить экономическую систему без изменений. Законсервировать нынешнее состояние экономики — при минимальном экономическом росте, дожать ключевую ставку до 6% и наслаждаться «стабильностью», больше ничего не меняя? Тогда, возможно, Силуанову и удастся выполнить своё обещание. Но выполнение майского указа по стратегическим задачам развития страны потребует значительных бюджетных расходов, так как все социально-экономические реформы будут проводиться за счёт бюджета. И без радикального увеличения доходов бюджета не обойтись. А экономический рост не будет источником повышения бюджетных доходов, так как по прогнозам он не превысит 2% в ближайшие три года. Придётся повышать налоги и ужесточать их администрирование для повышения собираемости. Но если правительство озабочено реальными экономическими реформами, переходом к инновационной модели роста, решением социальных проблем, прежде всего радикальной пенсионной реформой, изменением инвестиционного климата и привлечением инвестиций, то без радикальной налоговой реформы не обойтись. Налоги придётся снижать, изменять их структуру в региональном аспекте.

Антон Махновский, генеральный директор ICBF:

— В новом правительстве Антон Силуанов получил новые полномочия — кроме сохранения кресла министра финансов, он стал ещё первым вице-премьером. Но макроэкономическая ситуация мало зависит от полномочий чиновника. Обещания оставить налоговую систему без изменений — это позитивная новость, так как, по многолетним наблюдениям, ничто так не способствует экономическому развитию нашей страны, как стабильность. Бизнес и граждане приспосабливаются к уровню налогообложения и методам администрирования и начинают зарабатывать и накапливать. И наоборот, изменения в налогообложении, нормативах, законах приводят к росту затрат, разорению и банкротствам. Стабилизация курса рубля, снижение ключевой ставки и небольшой экономический рост — явления для нашей экономики, скорее, временные. На горизонте — новые санкции, возможное снижение цены на нефть и даже в перспективе двух лет — циклический спад глобальной экономики. Кроме того, даже если этого не произойдёт, то амбициозные задачи социальной политики и ускорения экономического развития страны потребуют значительного увеличения доходов бюджета, так как предполагается, что это государственные задачи и должны решаться за государственный счёт. Модель экономического роста — капитализация нефтегазовых доходов — пока не претерпевает изменений. И ещё, как-то ничего из обещаний членов правительства, которые были выполнены за последние годы, не приходит в голову. Обычно если говорят «делать не будем» — значит, сделают, и наоборот: «обязательно сделаем» — значит, останется всё как есть. Последний пример — многолетняя дискуссия о повышении пенсионного возраста. В голове так и сидит фраза Станиславского: «Не верю!»

Денис Савин, старший юрист BGP Litigation:

Фото: REALESTATE-RUSSIA.RU

— Пообещав не менять налоги в течение ближайшего шестилетнего цикла, первый вице-премьер Антон Силуанов отметил, что обсуждается «настройка» налоговой системы для создания стабильных условий, позитивно влияющих на развитие бизнеса. Она будет заключаться в улучшении работы по администрированию налоговой системы для увеличения собираемости налогов. Правительство рассчитывает упростить налоговые взаимоотношения с малыми предпринимателями, индивидуальными предпринимателями и самозанятыми, которые пока работают в «сером» секторе экономики. Сейчас создаётся механизм, который позволил бы заинтересовать бизнес открыться, работать вбелую.