Чем жиже суп у одних, тем крупнее бриллианты у других. Такова противоречивая действительность России. Причём информация о её противоречащих друг другу составляющих поступает одновременно. Одна часть — из социальных исследований, которые показывают: из-за кризиса в текущем году россияне вынуждены экономить на самом важном — лекарствах, врачах, еде, одежде, отдыхе. Другую же часть общей картины показывает анализ продаж люксовых брендов в России. Согласно этим данным, в текущем году доходы некоторых из них в нашей стране увеличились до 30%.


Итак, кризис в России двулик. И первое его лицо выглядит весьма печально. Согласно опубликованным недавно результатам исследования холдинга «Ромир», 16% россиян вынуждены сокращать расходы на лекарства, 39% — на еду, 33% — на одежду и обувь, 30% — на развлечения и отдых. Всего вынуждено экономить 82% россиян. Причём все эти показатели существенно выросли за текущий год. То есть мы стремительно беднеем и всё туже затягиваем пояса.

На этом фоне другая статистика из всё той же России выглядит то ли как фантастика, то ли как издёвка. Так, по данным базы юрлиц, за тот же период, продажи Chanel в России выросли на 9%, продажи Bogner — на 12%, выручка Prada поднялась на 15%, продажи Tiffany & Co — почти на 30%. И чемпионом продаж стал бренд Burberry, продажи которого выросли аж на 200%. Причём в большинстве случаев динамика показателей оказалась значительно лучше общемировой, которая, наоборот, показала значительное уменьшение продаж. Добавим к этому только тот факт, что одновременно специалисты агентства «АВТОСТАТ» отмечают увеличение аж в 11 раз продаж элитного автомобиля Maserati, цена которого начинается от 6 миллионов рублей.

«Россия становится регионом, где покупают, — радуется в интервью «Ведомостям» гендиректор Valentino Стефано Сасси. — В Москве мы увеличили наше присутствие с одного магазина до четырех, и продажи во всех фантастические!»

Странной и удивительной, наверное, показалась бы его радость нашим пенсионерам.


Институт политических исследований

Сергей Марков

— Очевидно, что всё это свидетельствует о большом расслоении нашего населения. Россия и так, если не брать такие, безусловно, несостоявшиеся государства, как Молдова и Украина, уже давно является европейским лидером по социальному расслоению, с огромным разрывом между бедными и богатыми. Однако сегодня, во времена кризиса, этот разрыв ещё и стремительно усугубляется. Социология, различные экономические составляющие указывают на это. А почему так происходит, на самом деле вопрос очень важный. Ведь, в частности, это свидетельствует о серьёзных ошибках в политике финансово-экономического блока правительства. О том, что усилия этих людей, направленные против кризиса, приводят к неудовлетворительным результатам. Не к развитию среднего класса и не к увеличению качества жизни бедных, которые, имей они возможность больше покупать, тем самым могли бы стимулировать экономику. Политика же нашего финансово-экономического блока приводит к тому, что богатство концентрируется в руках богатых, а они покупают не российские товары, а люксовые, импортного производства, а также массово вывозят деньги за рубеж. Это явное свидетельство ошибок финансово-экономического блока, на которое следует обязательно обратить внимание, и как можно скорей.

Политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков


Кстати…

Интересно, что специалисты отмечают и ещё одну причину роста спроса на люксовые бренды. Это китайские туристы, поток которых в Россию за последние годы благодаря безвизовому каналу увеличился в разы. По подсчётам Ростуризма, в 2017 году их поток вырос на 36% по сравнению с прошлым годом. А в отдельных регионах он доходит и до 300%. При этом китайский турист, путешествующий по России, готов тратить тут до 530 долларов в день — на ювелирку, часы и одежду известных марок. В том числе поэтому, как ожидают эксперты, в ближайшее время спрос на люксовые бренды будет только расти.