USD  63.4888 EUR  73.9327
GOLD1,229 $   Brent72.98 $ Bitcoin7,393.63 $
МОСКВА20°C01:17
ПОИСК ПОИСК ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ 18+ facebook twitter vkontakte instagram

И мытьём, и катаньем

gazprom.ru

экономика [ версия для печати ]
Евросоюз намерен не допустить реализации российского проекта «Северный поток — 2»

Европейская комиссия (ЕК) согласовала свои предложения по внесению поправок в законодательство Евросоюза, регулирующее газовую сферу. Их суть заключается в том, чтобы ввести единые правила на все входящие в страны Евросоюза газопроводы, включая «Северный поток — 2».

В коммюнике, размещённом на сайте Еврокомиссии, говорится, что ЕК предлагает привести все магистральные газопроводы на территории Евросоюза в соответствие с правилами Евросоюза. «Цель этих поправок заключается в том, чтобы дополнить существующую газовую директиву от 2009 года и уточнить, что основные принципы энергетического законодательства ЕС (доступ третьих сторон, тарифное регулирование, разделение собственности и прозрачность) будут применяться ко всем газопроводам в третьи страны и из этих стран до границы юрисдикции Евросоюза», — говорится в сообщении.

В настоящее время газ в страны Евросоюза поставляется по трубопроводам из Норвегии, Алжира, Ливии, Туниса, Марокко и России.

Совершенно очевидно, что разработанные Еврокомиссией предложения преследуют цель застопорить реализацию российского проекта «Северный поток — 2», который сейчас не подпадает под нормы нынешнего энергетического законодательства ЕС — Третьего энергопакета.

Проект «Северный поток — 2» предусматривает строительство второй очереди газопровода «Северный поток» протяжённостью 1,2 тыс. километров по дну Балтийского моря. Трубопровод мощностью 55 млн кубометров газа в год пройдёт вдоль действующего газопровода «Северный поток» до Германии. Кроме «Газпрома», в реализации проекта принимают участие немецкие компании Wintershall и Uniper, англо-голландская Royal Dutch Shell, австрийская OMV и французская Engie. Строительство газопровода планируется начать в середине 2018 года.

Конкретная направленность новой законодательной инициативы заложена уже в пояснениях к разработанным предложениям. В них, в частности, отмечается, что Еврокомиссия не считает необходимым создание «Северного потока — 2», так как в будущем ожидает сокращения потребления газа в странах Евросоюза. Одновременно с этим подчёркивается, что ЕК намерена и дальше поддерживать сохранение транзита российского газа в Европу через Украину.

Правда, Еврокомиссия допускает предоставление странам ЕС права делать исключения из общих правил, но лишь в случаях, если это не нанесёт ущерба конкуренции и безопасности газоснабжения в Евросоюзе. Отмечается, что для действующих газопроводов, которые пересекают несколько стран Евросоюза, принимать такое решение будет первое государство, в которое входит газопровод. Применительно к «Северному потоку» это Германия.

Однако исключение, как говорят, лишь подтверждает правило. Тем более что Еврокомиссия стремится как можно быстрее принять поправки — уже в 2018 году. То есть до начала строительства «Северного потока — 2». При таком развитии событий российский проект может оказаться в зоне особого риска, лучшим выходом из которой будет изменение сроков завершения работ, а в худшем — закрытие.

Алексей Гривач

заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности

Брюссель занял, безусловно, антиевропейскую и антиправовую позицию. Как это повлияет на реализацию проекта «Северный поток — 2», сейчас сложно сказать, поскольку с юридической точки зрения эти поправки выглядят сомнительно, так как распространяют право ЕС на объекты, находящиеся вне его юрисдикции. Если поправки всё же будут приняты, это приведёт к судебным разбирательствам и, как минимум, к задержке реализации проекта «Северный поток — 2». Однако принятие или неприятие предложения Еврокомиссии имеет гораздо более серьёзное значение, нежели судьба конкретного проекта. Речь идёт о базовых принципах формирования и развития экономический отношений. Если страны, которые понимают важность экономического и энергетического сотрудничества с Россией, а также принципов правового государства, смогут заблокировать очередную дискриминационную инициативу, то эти принципы останутся нетронутыми. А если не смогут или не захотят, это будет ещё один провал Европы как конкурентоспособного и суверенного игрока не только в глобальной энергетической, но и экономической системе.


самое читаемое
Другие новости
Top