Федеральная антимонопольная служба (ФАС) нашла способ стабилизировать цены на рынке моторного топлива. Речь идёт о том, чтобы упорядочить торговлю на бирже для независимых НПЗ, сделав её равномерной и регулярной, как в случае с вертикально интегрированными компаниями. Опрошенные News.ru эксперты видят в этой мере палку о двух концах: с одной стороны, ситуация на рынке действительно может стать более устойчивой и прогнозируемой, а с другой, независимые игроки понесут убытки.


Решение по этому вопросу правительство должно принять до 1 июля, когда завершается действие очередного соглашения с нефтяниками о заморозке цен на бензин. В ноябре 2018 года компании обязались держать цены на НПЗ не выше установленных государством и увеличить поставки топлива на внутренний рынок на 3% по сравнению с показателем 2017-го. Соглашение действовало изначально до 31 марта, затем его продлили до начала июля.

Важен механизм торгов

Сейчас доля независимых нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на рынке составляет от 10% до 15%, они имеют право на налоговый вычет при условии продаж на бирже не менее 10% произведённого продукта. Но есть нюанс: на такие НПЗ не распространяется требование о равномерности и регулярности реализации нефтепродуктов. По словам заместителя руководителя ФАС Анатолия Голомолзина, важен не только факт поставки, но и механизм торгов. Как рассказал чиновник «Известиям», если поставщик весь предписанный ему объём реализует в ходе одной–двух сделок, причём в интересах конкретного покупателя, это приводит к отклонениям в ценообразовании.

По мнению Голомолзина, если привести независимые НПЗ к такому же режиму торгов, как у вертикально интегрированных компаний (ВИНК), это позволит отказаться от давно обсуждаемой идеи повышения порога обязательных продаж на бирже. Для бензина его хотят увеличить с 10% до 15% от общего объёма производства, а для дизельного топлива — с 5% до 7,5%.

gazprom-neft.ru/Global Look Press

Требуется переизбыток топлива

Мера, предлагаемая ФАС, правильная, остаётся лишь воплотить её в жизнь, отмечает директор департамента управления активами компании ERARIUM Group Денис Лисицын. По его словам, это увеличит предложение на топливном рынке. Кроме того, можно увеличить процент от общего объёма производимого топлива на независимых НПЗ и ВНИК для продажи на бирже. Но пока нефтяным компаниям будет выгодно экспортировать бензин за границу, они продолжат это делать под любым удобным предлогом.

На внутреннем рынке топлива нужно создать переизбыток, однако нефтеперерабатывающие компании в нём не заинтересованы. В таком случае не потребуются никакие соглашения между правительством и нефтяниками о заморозке цен.

Денис Лисицын

директор департамента управления активами компании ERARIUM Group

Также, по словам собеседника News.ru, правительство может в рамках госпрограммы выкупить несколько независимых НПЗ или обязать их поставлять бензин и дизтопливо только на внутренние рынки в полном объёме, реализуя все произведённые объёмы на Питерской бирже.

Раскачивание биржевых качелей

Несмотря на то что предложение ФАС прозвучало ещё весной, всерьёз к нему отнеслись лишь сейчас, когда стал истекать срок соглашения о заморозке цен на топливо, отмечает финансовый аналитик компании «ФинИст» Ирина Ланис. По её оценке, эффект от меры может быть ещё более благоприятный, чем даже ожидается. Как напоминает Ланис, с начала года многие частные АЗС жаловались на сильное повышение цен на топливо в мелком и среднем опте, вызванное стремлением независимых НПЗ заработать больше.

А как это сделать в условиях дефицита сырья? Раскачивать биржевые цены неравномерными поставками. То есть у частных АЗС нет иного выхода, как покупать топливо по завышенной цене и оставаться либо в минимальной прибыли, либо даже в нуле, поскольку если не купят по завышенной — останутся вообще в минусе.

Ирина Ланис

финансовый аналитик компании «ФинИст»

Ланис уверена: регулирование объёмов продаж действительно позволит избежать раскачивания этих биржевых качелей, когда частники выбрасывают на рынок хорошие объёмы топлива тогда, когда цены в условиях дефицита повышаются. Предлагаемая мера позволит нормализовать стоимость поставок топлива на частные АЗС по относительно стабильной цене, что приведёт к отсутствию резких скачков цен на бензин для потребителей. Безусловно, резюмирует эксперт, независимые НПЗ потеряют определённую дельту, которую они зарабатывали за счёт раскачивания биржевых цен, однако для рынка в целом это безусловная польза: будут минимизированы резкие скачки в стоимости моторного топлива.

Ручное регулирование

Похоже, правительство России решило полностью перейти на ручное регулирование цен на топливо, говорит ведущий аналитик «Бизнес Инсайдер» Анар Исмаилов. При этом остаётся масса вопросов практического, технического характера, например, как будут распределяться объёмы торгов на каждый день или будут ли регулироваться доли покупателей. По мнению Исмаилова, такой подход может улучшить динамику цен на топливо, однако при этом он потребует дополнительных затрат со стороны государства и создаст дополнительную почву для коррупции.

Плюс этот подход может негативно сказаться на доходах бизнеса. В более благоприятные времена НПЗ не смогут реализовать больший объём топлива.

Анар Исмаилов

ведущий аналитик «Бизнес Инсайдер»

Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал считает идею ФАС неоднозначной. Действительно, говорит он, для государства это возможность стабилизировать цены на нефтепродукты и контролировать их в дальнейшем, что позволит значительно снизить риски возникновения кризисных ситуаций. Вместе с тем существует и риск, что если независимые НПЗ пойдут на уступки (что вполне вероятно), то сами окажутся на грани окупаемости. В любом случае всё будет зависеть от того, в какие рамки государство собирается поставить независимых игроков и будут ли учтены их интересы.