USD  62.2556 EUR  72.7955
GOLD1,227 $   Brent71.70 $ Bitcoin7,367.39 $
МОСКВА28°C00:33
ПОИСК ПОИСК ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ 18+ facebook twitter vkontakte instagram

Дурная инициатива

News.ru/Сергей Булкин

экономика [ версия для печати ]
По выходным нас хотят разлучить с супермаркетами

В недрах Совета Федерации разработаны поправки к закону «О торговле», запрещающие крупным магазинам торговать в выходные дни. Автор поправок, сенатор Сергей Лисовский, мотивировал свой почин надобностью поддержки малого и среднего предпринимательства.

Спору нет, малый и средний бизнес (МСБ) нуждается в такой поддержке со стороны государства. И не из альтруизма — мол, надо помочь малым сим, а исходя из экономической логики и мирового опыта.

В большинстве стран, в том числе развивающихся, МСБ обеспечивает от 50% до 80% ВВП. Например, в Китае доля малого и среднего бизнеса в национальном ВВП составляет более 60%, МСБ приносит в государственную казну свыше половины налоговых поступлений, создаёт более 75% рабочих мест.

Global Look Press/Komsomolskaya Pravda

Сенатор Сергей Лисовский

МСБ более динамичен, чем крупный бизнес, более кризисоустойчив. Обеспечивая куском хлеба миллионы людей, МСБ тем самым снижает градус социального напряжения. Так что, поддерживая малого и среднего предпринимателя, власти любой страны заботятся не в последнюю очередь о себе любимых. Так им гораздо проще сохранять статус кво.

Всё это прекрасно понимают и власти России. Однако, понимая, ограничиваются в основном произнесением речей: мол, с малым бизнесом у нас и сегодня неплохо обстоит, но, конечно же, должно быть ещё лучше. Бизнесу же от такой постановки вопроса ни жарко ни холодно. Известно, что сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет.

В итоге доля малого и среднего бизнеса в ВВП России не превышает 20%.

Помнится, глава Сбербанка Герман Греф назвал эту цифру «заколдованной» — мол, как ни тужимся, а с этих самых двадцати процентов сдвинуться никак не можем.

Не можем или не хотим?

У государства сегодня нет дефицита в программах, проектах, концепциях и стратегиях, направленных на развитие МСБ. Однако есть другой дефицит — реальной, а не приторно-словесной поддержки малого и среднего предпринимателя. Природа, как известно, не терпит пустоты — за неимением серьёзных дел появляются на свет разные сомнительные инициативы, которые никто, кроме их авторов, не поддерживает.

Вот и почин сенатора Лисовского не встретил понимания в профильных ведомствах — Минсельхозе и Минпромторге. Как сообщил РБК замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов, министерство «очень настороженно относится к идее законодательного запрета работы крупных магазинов в ночное время и в выходные». «Нужно не вводить запреты и ограничения для крупных торговых сетей, а всячески развивать малые форматы торговли — ярмарки, рынки, нестационарную и мобильную торговлю, — считает Виктор Евтухов. — Нельзя одной рукой зажимать малые форматы, а другой пытаться как-то ограничить сети. Мы считаем, что сейчас совсем не время для введения таких жёстких запретов».

Global Look Press/Kremlin Pool

Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев

Не вдохновила инициатива г-на Лисовского и главу Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева. «Думаю, что наша инфраструктура малого бизнеса, который должен был бы заместить большие супермаркеты в период, когда закрыты эти магазины в выходные дни, пока ещё очень слабая, — заявил Игорь Артемьев, выступая в верхней палате парламента. — Мне кажется, потребитель будет голосовать своим раздражением, в том числе политическим. Сейчас я бы этого (закрытия супермаркетов в выходные. — News.ru) не делал». Артемьев заметил, что у него «нет другого времени, кроме как с женой пройтись по магазинам в воскресенье». Чем, собственно, заняты и миллионы других граждан РФ.

Без восторга приняли почин сенатора и сами представители торгового сообщества. Президент коалиции малых торговых форматов и руководитель комиссии «Опоры России» по малоформатной торговле Владлен Максимов считает, что малая торговля вряд ли выиграет от инициативы Лисовского. По его мнению, борьба с крупным ретейлом не является автоматической поддержкой небольших магазинов. В самом деле, гипермаркеты мы посещаем обычно именно по выходным, в будние же дни, по пути с работы или учёбы, заглядываем в магазинчики шаговой доступности, чтобы затовариться самым необходимым. По данным одной из крупнейших в мире аудиторско-консалтинговых компаний, британской EY, около 80% россиян посещают гипермаркеты один или два раза в неделю. Это подтверждают представители российских федеральных торговых сетей. Эксперты предупреждают, что в нынешней экономической ситуации ограничение на работу крупных сетей самым негативным образом скажется на состоянии потребительского рынка и приведёт к повышению цен. То есть больше всего как обычно пострадают покупатели.

ТАСС/Сергей Бобылев

Поддержать МСБ, в том числе в сфере торговли (магазины с одной-двумя кассами), можно и не стравливая его с крупным ретейлом, не делая в этой «войне» крайними нас, покупателей. Было бы желание!

Например, наладить цепочку «поле — магазин» (в города везут импортные фрукты-овощи, а фермеры из той же области на рынок пробиться не могут), развивая соответствующую инфраструктуру.

Если говорить о МСБ в целом, то пора, наконец, прекратить кошмарить его бесконечными проверками, снизить арендную плату, наладить льготное кредитование предпринимателей. Сегодня, такое впечатление, банкам МСБ вообще не интересен. Они предпочитают иметь дело с крупными игроками. Между тем льготное кредитование малого и среднего бизнеса, поощряемое государством, существует во всех развитых странах.

Все эти меры могли бы, несомненно, помочь МСБ прочно встать на ноги и играть в отечественной экономике куда более заметную роль. Эти по-настоящему серьёзные меры, а не ограничение прав и манёвра участников рынка. Пора бы уже, кажется, избавиться от застарелой и дурной привычки — «тащить и не пущать»!


Другие новости
Top