Грустная ситуация, в которой оказался крупнейший российский производитель алюминия РУСАЛ, вынужденный резко сократить поставки на внешний рынок, вызвала к жизни идею о национализации компании. В частности, с таким предложением выступил сегодня председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков.

По мнению профсоюзного босса, спровоцированное санкциями обвальное падение акций РУСАЛа делает крайне выгодным для государства его выкуп по минимальной цене. В дальнейшем производитель алюминия должен быть перезапущен, но уже как государственный инвестпроект.

При этом Шмаков выразил уверенность, что установившиеся высокие цены на алюминий будут сохраняться и дальше ввиду стабильно высокого мирового спроса. Это позволит государству в случае получения контроля над РУСАЛом существенно пополнить казну, тогда как до этого львиная доля выручки шла в карман собственника.

После введения с 6 апреля американских санкций акции РУСАЛа обрушились сначала на 50%, а потом ещё на 20%, что вывело их на исторические минимумы. Стоимость компании упала в 7 раз по сравнению с уровнем, который был зафиксирован на момент проведения IPO в 2010 году.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Одновременно опасения сокращения мировых поставок алюминия, связанные с трагедией РУСАЛа, спровоцировали взлёт цены на этот металл до наивысшего уровня почти за 7 лет. Сегодня стоимость тонны алюминия на Лондонской бирже металлов приблизилась к $2500, и, как утверждают аналитики, это ещё не предел — не за горами отметка $3000.

А больному всё хуже и хуже

Фото: ТАСС/Дмитрий Рогулин

Тем временем глобальное давление на РУСАЛ, инициированное американцами, продолжает усиливаться. Сначала ведущие мировые биржи металлов отказались торговать контрактами на продукцию российского алюминиевого гиганта. Затем крупнейшие торговые дома Японии, не желая стать «вторичной целью» для санкций США, попросили РУСАЛ прекратить отгрузку алюминия и другой продукции. И, наконец, австралийский горно-металлургический концерн Rio Tinto, по примеру сырьевого трейдера Glencore и ряда его коллег, сообщил о готовности объявить форс-мажор по контрактам РУСАЛа.

На фоне отказа ряда крупных клиентов принимать русаловский алюминий компания вынуждена была приостановить экспортные перевозки. По информации железнодорожного оператора «ТрансКонтейнер», из запланированного на апрель объёма перевозок в 3 тысячи контейнеров перевезено только около 700. Тем не менее, контракт на перевозки с производителем алюминия пока не расторгнут.

Таким образом, запрет администрации США иметь дело с РУСАЛом, формально касающийся только американских граждан и компаний, в реальности закрыл для детища Дерипаски не только североамериканский, но и многие другие рынки сбыта. Бывшие партнёры не хотят брать на себя риски и платить за российский алюминий в долларах. Если США действительно будут последовательны в своей политике и станут жёстко наказывать всех, кто продолжает работать с РУСАЛом, это будет означать крах для всей алюминиевой промышленности России.

В общем, судьба РУСАЛа и его владельца пока остаётся туманной. Если процесс изоляции компании продолжится такими же быстрыми темпами, то государство уже не сможет с помощью одних лишь дешёвых кредитов удержать РУСАЛ на плаву. В этом случае единственным способом сохранить алюминиевую отрасль и спасти от безработицы десятки тысяч людей останется национализация и превращение концерна в госкомпанию, наподобие «Роснефти» и «Газпрома». Вопрос в том, нужен ли будет этой гипотетической госкомпании Олег Дерипаска, который назван «врагом Америки» и со всех сторон «токсичен» для партнёров и контрагентов.

Слабая надежда на внутренний рынок

Между тем определённые надежды в РУСАЛе связывают с государственной поддержкой. В каких конкретно формах такая поддержка будет осуществляться, пока не объявлено, однако российские власти чётко подтвердили свою позицию: помогать пострадавшему от санкций бизнесу. Как сообщил сегодня глава Минпромторга Денис Мантуров, РУСАЛ уже обратился в министерство с предложениями по поддержке в тех направлениях, от которых зависит развитие алюминиевой отрасли в целом. В частности, государство должно поспособствовать созданию предприятий так называемой алюминиевой долины по переработке первичного алюминия в Красноярске, Хакасии и Волгограде.

Мантуров согласился, что новые перерабатывающие производства России необходимы для того, чтобы «не находиться в зависимости». Он посетовал, что 80% первичного алюминия в настоящее время отправляется на экспорт, а в Россию возвращается уже в виде готовых изделий.

Алексей Калачев, эксперт-аналитик АО «Финам»:

— Масштаб ущерба от включения РУСАЛа в санкционный список США ещё предстоит оценить в полной мере. Компания рискует потерять до половины рынка сбыта продукции. Причём, вернуть его будет трудно: образовавшуюся «дыру» в 3,5% быстро «затянет» за счёт роста производства металла в Китае, США, Австралии.

Падение продаж приведёт к сокращению производства алюминия в России, а это — приостановки заводов и потеря заработков тысяч людей. В этой ситуации можно рассматривать любые меры, вплоть до национализации отрасли.

Однако ревнители социальной справедливости напрасно радуются предложению Шмакова. Напротив, Дерипаску оно может и устроить. Десять лет назад он как-то заявлял, что готов вернуть всё государству. А тут ещё и предлагается выкупить у него компанию, отпустив с миром и всеми его миллиардами. И заплатить долги по кредитам. Приватизация прибылей и национализация убытков.

Только что это даст? РУСАЛ как компания останется в санкционном списке. Зачем России эта компания, зарегистрированная на британском острове Джерси, с официальным офисом на Кипре, акциями в Гонконге и огромными долгами? Если уж что и имеет смысл спасать и национализировать, так это — российские алюминиевые заводы. Опыт-то есть: когда-то у «Юкоса» сумели забрать все нефтяные активы. Почему бы в таком случае не забрать алюминиевые. Такую речь я бы сказал, если бы был главой профсоюзов.

Простых решений тут нет. Можно, наверное, рассмотреть другие варианты: перекредитовать РУСАЛ, реструктурировать займы, оказать поддержку заводам и их работникам, сформировать государственный фонд алюминия, развить внутренний рынок алюминия за счёт большего использования этого металла в строительстве и транспортном машиностроении.

Это всё будет правильным, однако потребует много времени и средств. Я не уверен, что у нас в достатке и того, и другого. И, кроме того, всё это мало поможет, если не начать двигаться в сторону выхода из режима санкций — сами по себе они ведь не отменятся.

Алексей Вязовский, ведущий аналитик компании «Калита Финанс»:

— Вероятность национализации РУСАЛа будет зависеть от того, насколько быстро и тяжело будет падать компания. Сама же идея национализации мне категорически не нравится. Ведь даже такой олигарх, как Дерипаска, всё равно лучше, чем российские чиновники.

Правительству в нынешней ситуации нужно дать компании дешёвые кредиты и оказать любую другую помощь, чтобы можно было переждать санкционную историю. Когда же отношения с США наладятся, а я хочу в это верить, на этом ещё можно будет и заработать, учитывая рост цен на алюминий. Все инструменты поддержки отрасли у государства есть, и их надо использовать.

Богдан Зварич, старший аналитик ИК «Фридом Финанс»:

— На мой взгляд, национализация РУСАЛа категорически маловероятна. Да, компания попала под санкции, что должно сказаться на её предприятиях, где заняты более 100 тысяч работников.

В такой ситуации государство не пойдёт на национализацию, но окажет всевозможную помощь компании. Скорее всего, через госбанки компания получит необходимые оборотные средства в качестве кредитов, также в случае длительных санкций через них могут быть рефинансированы валютные кредиты компании.

Дополнительно не исключена покупка государством алюминия у компании в резервы, также оно окажет помощь в поиске новых контрагентов. Эти меры должны помочь РУСАЛу пережить сложный период и продолжить полноценную деятельность.