Москва прощается с художественным руководителем театра «Практика» режиссёром Дмитрием Брусникиным. Ещё месяц назад в интервью заслуженный артист России делился своими планами и возлагал большие надежды на открытие предстоящего театрального сезона. Под конец беседы Дмитрий Владимирович обмолвился, что времени осталось не так много. 9 августа Дмитрия Брусникина не стало.
Интервью газете «Известия» Брусникин дал в июле, оно должно было выйти к открытию нового театрального сезона, однако жизнь распорядилась иначе.
Ещё недавно Дмитрий Брусникин был полон мыслей и рассказал о Мастерской Брусникина. Всё началось с проекта «Это тоже я». Режиссёр вместе с учениками испытывал уникальную в театре технику «вербатим». Студенты подходили на улице к людям, разговаривали с прохожими и снимали процесс на видео.
«Нам даже пришлось показывать этот экзамен несколько раз, и не только кафедре, но еще и всем желающим», — рассказал Брусникин об успехе задумки.
Позже на один из показов пришёл режиссёр Иван Вырыпаев, тогда он руководил театром «Практика». Вырыпаев предложил сделать из этого проекта один большой спектакль, который можно показывать в театре.
Уникальная техника и необычная идея привлекала внимание своей искренностью, стало понятно, что зрителя интересуют простые люди. Эта работа сплотила самих студентов и держала их вместе.
Дмитрий Брусникин никогда не боялся новых форм и считал, что места на сцене хватит всем.
«Должны быть и старые формы, и новые. Почитайте „Чайку“ Чехова, там всё написано. Под новыми формами Антон Павлович мог подразумевать и иммерсивный театр, и доктеатр, и всё что угодно», — пояснил режиссёр.
Он был адептом поиска нового языка, потому что молодые поколения не могут разговаривать языком своих родителей, а значит, необходим новый, только так возможен прогресс. Если к новой форме необходимо прийти через «мусор», то это надо делать, если автору есть что сказать. Прежде всего это касается современного искусства, которое порой не особо избирательно в способах самовыражения.
«Если на вас его произведение не производит никакого впечатления, работает помимо смысла, если это ситуация эпатажа, значит, человек так и останется на уровне „два раза эпатировал, и о нем забыли“. Если человек что-то открыл через этот поиск, его будут помнить поколения», — добавил он.
Дмитрий Владимирович признался, что к студентам он очень требователен и хочет, чтобы они работали в «бешеном ритме». Если кто-то этого не выдерживает, ему лучше уйти в другие профессии, считал режиссёр. При этом в кино своих актёров он отпускал, однако негласно все должны были отдавать приоритет именно работе в Мастерской.
«Даже самые великие кинорежиссеры должны подстраиваться под то, что происходит у нас. Такие условия», — сказал Дмитрий Владимирович с улыбкой.
Режиссёр удивился, когда осознал, что скоро Художественный академический театр им. М. Горького отмечает свой 120-летний юбилей. На вопрос, будет ли он что-то делать к столь знаменательной годовщине театра, Дмитрий Владимирович ответил, что время покажет. Юбилейный вечер состоится 27 октября на Основной сцене, и времени до события оставалось не так много.
«Да, совсем немного…», — многозначительно признал режиссёр.
Несколько дней назад Дмитрия Владимировича не стало. Как позже стало известно, последние два месяца сценарист и режиссёр получал лечение от сердечной недостаточности в Боткинской больнице. Врачи говорили, что он идёт на поправку.
Артист не стал брать заслуженный отпуск. Он заявлял, что сможет справиться с недомоганием, продолжая работать. Накануне смерти его состояние здоровья резко ухудшилось.