Проходящая в Пушкинском музее выставка рисунков Густава Климта и Эгона Шиле из коллекции венского музея Альбертина стала хитом сразу после открытия. Электронные билеты были мгновенно раскуплены, желающим на неё попасть приходилось выстаивать живую очередь. Климта у нас любили всегда: в поздние брежневские времена репродукции с его причудливо-эротичных, ярких работ казались олицетворением всего самого завлекательного и недоступного, что есть в западном искусстве. С тех пор прошла целая вечность, живопись Климта у нас теперь знают неплохо, а вот его рисунки для нас внове, так что интерес к выставке вполне оправдан. А его младший современник и последователь Эгон Шиле в России известен плохо, и выставка закрывает этот пробел.
Наследию австрийского еврея Климта повезло: однажды к знаменитому художнику пришёл оборванец с папкой рисунков и попросил взглянуть на его работы. Тот сказал о них несколько добрых слов, и неудачник ушёл счастливым. Это был Адольф Гитлер. Похвалой Климта он гордился всю жизнь, и после аншлюса Австрии нацисты не тронули его картины.
Начинавший как добротный живописец классической школы, художник-монументалист, получивший от австрийского императора высокую награду, Золотой крест, в середине жизни Климт пережил и душевный, и творческий перелом. На него сильно повлияли смерть горячо любимого брата и бывшего надёжной опорой семьи отца: в результате мейнстримный художник стал крупнейшей фигурой австрийского модерна. Искусствоведы считают, что на творчество мастера повлияли византийские мозаики: работы Климта сделанные в его «золотой» период, отличаются удивительным богатством цвета и непревзойдённой выразительностью. Его произведения наполнены напряжённой, болезненной эротичностью, по ним видно, что он был современником замечательных психиатров Фрейда и Юнга и творил в той же духовной атмосфере. Здесь отражаются все характерные для ХХ века фобии и комплексы, сексуальные неврозы, тревоги и страхи. В этом отношении Климт вечно актуален, а его уверенное, изысканное мастерство не знает себе равных: серой московской осенью такая эстетическая терапия может быть очень полезна.
Рисунки рано скончавшегося Шиле строже, откровенней, трагичнее. На них лежит печать и свершившихся, и будущих катастроф. Шиле умер в конце Первой мировой войны от испанки, через три дня после того, как скончалась его беременная жена, и его работы полны предчувствия чего-то страшного. Эта выставка — путеводитель и по духовному миру европейцев начала прошлого века, и по тому, что стало духовным содержанием нашей современности, её вечно живым «чувствительным точкам». Сходить на неё необходимо.
Выставка будет работать до 14 января 2018 года.