Транзит власти в Казахстане создаёт впечатление непрерывности политики в республике. В течение нескольких месяцев перед прошедшими 9 июня выборами действующий президент страны Касым-Жомарт Токаев воздавал почести своему предшественнику — Нурсултану Назарбаеву. Сам Назарбаев сохранил за собой возможность влиять на внутреннюю и внешнюю политику. Эксперты полагают, что дальнейшая политика Токаева будет идти в русле предшественника, тем не менее в Казахстане растут протестные настроения, и власти в дальнейшем придётся с этим считаться.
Атмосфера протеста
10 июня президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев обратился к избирателям после публикации предварительных результатов голосования, которое закрепило его нахождение у власти.
Народ Казахстана поддерживает преемственность стратегии развития страны. Прошедшие выборы были справедливыми, открытыми. В выборах участвовали семь кандидатов. Им были созданы равные условия. С моей стороны были предприняты все меры, чтобы выборы прошли справедливо, открыто, честно, — заявил Токаев на пресс-конференции в президентской резиденции Акорда.
В течение месяца после того, как будут опубликованы окончательные результаты выборов, должна состояться торжественная инаугурация Токаева, на которой, как ожидается, он огласит свою программу.
Сейчас, по предварительным результатам, Токаев набрал 70,76% голосов избирателей. Его ближайший преследователь — оппозиционный журналист, кандидат от национал-патриотического движения «Улт Тагдыры» Амиржан Косанов — 16,02%.
Наблюдатели оценивают высокий результат Косанова как, с одной стороны, следствие низкой по сравнению с Назарбаевым популярности Токаева, с другой — как показатель роста протестных настроений в казахстанском обществе. Явка избирателей составила 77,4%, что по казахстанским меркам не очень много. Для сравнения: на выборах 2015 года, где Назарбаев набрал 97,75% голосов избирателей, явка составила 95,22%. Кроме того, 9 июня 2019 года, в день голосования, массовые акции протеста против «безальтернативных выборов» прошли в Алма-Ате, Нур-Султане, Шымкенте и других крупных городах. За нападение на сотрудников полиции было арестовано более 500 человек.
Felt sorry for this poor guy who was arrested for refusing to change his cycle route home today in #Almaty #Kazakhstan - the police seem really jumpy at the moment pic.twitter.com/TRRp88MXzW
— Paul Bartlett (@pashab05) June 10, 2019
Представители Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) раскритиковали задержания оппозиционеров и заявили, что выборы проходили в политической среде, которая «не может гарантировать честность подсчёта голосов». В свою очередь миссия наблюдателей от Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) признала выборы в Казахстане «достоверными и демократичными».
Под присмотром елбасы
После того как 19 марта Нурсултан Назарбаев назначил Токаева главой Казахстана, его преемник погрузил страну в атмосферу прославления первого президента. Так, первым указом Токаева стало переименование столицы страны Астаны в Нур-Султан. Затем 28 мая — накануне юбилейного саммита Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — Токаев торжественно наградил президентов России, Белоруссии и Киргизии орденами «Первого президента Казахстана — лидера нации Нурсултана Назарбаева»: пояснялось, что лидеры стран — участниц ЕАЭС удостоились этой награды «за особый вклад в расширение сотрудничества с Казахстаном». Также на съезде Назарбаев был выбран почётным председателем Высшего евразийского совета.
Эксперты отмечали, что сейчас в руководстве Казахстана фактически образовались два центра власти. С одной стороны, 79-летний Назарбаев покинул президентский пост, но по-прежнему занимает три ключевые должности: председателя Совета национальной безопасности, лидера правящей партии «Нур Отан», национального лидера (елбасы) и почётного сенатора. То есть в руках первого президента Республики Казахстан остаётся реальный контроль за внешней и внутренней политикой.
С другой стороны, Токаев во время предвыборной кампании запомнился в основном поездками по регионам, где на встречах с избирателями обещал лично заняться проблемами здравоохранения и усовершенствовать систему налогообложения. Предположительно, основным направлением деятельности Токаева станет социальная политика.
Я не думаю, что после вступления президента Токаева в должность в Казахстане следует ждать каких-либо резких изменений, — отмечает News.ru старший преподаватель департамента политической науки НИУ ВШЭ, эксперт Российского совета по международным делам Григорий Лукьянов. — Новый президент ранее был одним из авторов концепции многовекторной внешней политики Казахстана. Учитывая бэкграунд Токаева, нет оснований полагать, что он захочет кардинально поменять эту удобную во всех отношениях внешнеполитическую линию. К тому же казахстанскую элиту в целом устраивает многовекторная политика, когда республика старается не занимать ничью сторону в крупных международных политических конфликтах.
Концентрация внутренней повестки на социальных вопросах также, по мнению политолога, логична.
Когда Назарбаев заявлял о своей отставке, он также провозгласил новый политический курс, касающийся внутренней повестки. А он предполагает концентрацию, в первую очередь, на социальной политике, — напоминает политолог.
Кроме того, по мнению Лукьянова, совершенствование социальной политики в республике необходимо Токаеву, чтобы завоевать доверие казахстанских избирателей — поскольку, как показали выборы, он набрал меньше голосов, чем в прошлом получал Нурсултан Назарбаев. В целом весь президентский срок Токаева будет продолжением прежнего курса страны, поскольку Назарбаев сохранил в руках рычаги контроля за казахстанской политикой, да и перемены невыгодны казахской элите, заключает Лукьянов.