В западных странах внимательно изучают состоявшийся 13–18 мая визит делегации Национальной гвардии России во главе с руководителем ведомства Виктором Золотовым в Турцию. Об этом сообщают информированные источники в Анкаре, отмечая, что приезд генерала может стать особенно чувствительным для западных столиц на фоне увеличивающейся военно-политической дистанции между США и их ближневосточным союзником по Североатлантическому альянсу.
Государственная турецкая пресса сообщила только о переговорах главы Росгвардии Виктора Золотова с министром внутренних дел республики Сулейманом Сойлу, главнокомандующим войсками жандармерии Арифом Четином, а также его заместителем — генералом Али Чардакджи.
Турция противостоит терроризму на многих фронтах, от РПК (Рабочей партии Курдистана. — News.ru) до ДАИШ (арабский акроним запрещённого в РФ «Исламского государства». — News.ru) и FETO, — заявил Сойлу в ходе беседы. — Мы достигли значительного прогресса в этом направлении. В мире возникают новые очаги терроризма и криминала. Мы не боимся делиться накопленным опытом в этом вопросе с другими странами.
Министр внутренних дел республики отметил, что потенциал для борьбы с преступностью можно увеличить лишь при тесном международном партнёрстве.
У нас могут быть разные национальности, языки, географическое расположение, но мы должны использовать один и тот же язык противодействия терроризму, — сказал он.
О целях поездки Золотова в Турцию сообщается довольно скупо. Официальный представитель Росгвардии Валерий Грибакин ранее сообщал, что его шеф прибыл в Турцию, чтобы изучить опыт подготовки подразделений специального назначения. Источники базирующегося в Вашингтоне издания Al-Monitor называют повестку визита российского генерала «очень загруженной». По их данным, тщательно составленный график поездки россиян не предусматривал прямых контактов с турецкими силовиками. Делегация из 11 чиновников во главе с Золотовым провела переговоры только с несколькими высокопоставленными сотрудниками сил безопасности Турции, уточнили в разговоре с Al-Monitor информированные источники. При этом издание отмечает, что Золотов, чьи специальные силы во многом обладают полицейскими и военными полномочиями, считается в высших эшелонах турецкой власти влиятельной фигурой. Российская сторона, как делает вывод Al-Monitor, вероятно, хочет изучить общую структуру турецкого командования жандармерии и специфику её операций.
Турецкая жандармерия тем временем проявляет всё больший интерес к Азии, говорят аналитики. Местная пресса обращает также внимание на то, что визит Золотова не ограничивался обменом важной с точки зрения национальной безопасности информацией и что в ходе поездки были предприняты конкретные шаги для институционального сотрудничества между российскими и турецкими подразделениями внутренней безопасности. Стороны, по этой информации, подписали меморандум о взаимопонимании, который охватывает сотрудничество в области общественного порядка, общественной безопасности, защиты государственных объектов, борьбы с экстремизмом и обмена разведданными о трансграничной организованной преступности. Рамки этого партнёрства также предусматривают организацию совместных учений, тренировок, рассчитанных на военный и гражданский персонал Росгвардии и сил турецкой жандармерии. Однако формально контакты российской делегации были ограничены лишь командованием жандармерии и береговой охраной.
Наблюдатели предполагают, что российская сторона может предложить услуги в сфере безопасности для того, чтобы обеспечивать безопасность совместных российско-турецких проектов в области энергетики. Конечно, эта степень сотрудничества будет включать обмен разведданными о террористических организациях и организованной преступности. Однако интригой пока остаётся то, как будут складываться отношения Росгвардии с турецкими силовыми структурами, которые плотно интегрированы в структуры НАТО. С учётом того, что жандармерия и береговая охрана очень тесно сотрудничают с турецкими военными в борьбе с террористическими элементами на юго-востоке Турции и на море, есть все основания ожидать, что рано или поздно контакты будут налажены между Росгвардией и армией республики. Вопрос, который в связи с этим ставят наблюдатели, заключается в том, станет ли это дополнительным фактором разрыва между Турцией и её главным союзником по НАТО. Контакты такого рода не очень радуют Вашингтон.