Запад активизировал «летающих шпионов»

Мир 31 марта, 2018 / 07:21

За прошедшую неделю увеличилась интенсивность воздушной разведки у российских границ, следует из материалов, опубликованных в официальном издании Минобороны «Красная звезда». В частности, в приграничных территориях России воздушную разведку вели 23 иностранных летательных аппарата, тогда как неделей раньше их было 16. Отмечается, что российские истребители дежурных сил ПВО шесть раз осуществляли вылеты на перехват и сопровождали иностранные самолёты. Неделей раньше был один подобный вылет. Нарушений российского воздушного пространства допущено не было, сообщило издание военного ведомства.

Новость о том, что иностранные державы ведут разведку близ российских границ, активно используется пропагандистскими СМИ для нагнетания напряжённости, несмотря на то, что этой напряжённости в отношениях России и Запада и без того хватает. И в данном случае важно понимать, что подразумевается под этой информацией и представляет ли такая деятельность угрозу российским интересам.

Сами по себе полёты самолётов-разведчиков и вылеты на их перехват — обыденная практика и нормальная военная работы, причём в годы холодной войны опасное сближение зачастую не афишировалось, хотя было действительно опасным.

Так, не было никакого шума из эпизода 1987 года, когда отечественный Су-27 сблизился с береговым патрульным самолётом Lockheed P-3 Orion Норвегии, после чего случайно попал в воздушную неоднородность и килем ударил по P-3. В результате норвежский самолёт лишился части крыла, «сушка» — части киля, и оба борта с трудом дотянули до своих баз.

Из-за украинских событий и стремления Запада изолировать Россию взаимные обвинения сторон в опасном сближении и полётах при выключенных транспондерах (приёмопередающее радиолокационное устройство, позволяющее наблюдать объект на наземных радарах) приобрели постоянный и откровенно раздражающий характер. Например, в январе 2016 года американское «министерство войны» сообщило, что при выполнении планового полёта в международном воздушном пространстве над Чёрным морем самолёт-разведчик RC-135U был небезопасно и непрофессионально перехвачен истребителем Су-27 ВКС РФ. Заокеанские СМИ тогда сообщили, что RC-135U вроде как потерял управляемость в результате толчка от реактивной струи «сушки». Возможно, обыватель тогда и оценил весь драматизм момента, только неясно, каким образом «большой американец» (экипаж состоит из 21 человека) мог потерять управляемость. Любой интересующийся авиацией знает, что попадание в спутную струю — частое явление для самолётов, работающих в составе группы, в том числе на показательных авиашоу: ведомый не выдерживает дистанцию до ведущего, его «подбрасывает», но никто управления не теряет и друг в друга не врезается.

Приближение разведчика к границе — повод для отработки приёмов в рамках рутинного военного занятия. Подобную работу выполняют и американцы, когда, например, самолёты Дальней авиации ВКС РФ приближаются к границам США.

Наш лётный состав в ходе таких полётов приобретает необходимые навыки — осваивает трассы, чувствует готовность к выполнению длительных полётов с дозаправками, а американцы и их союзники практикуются в перехвате военной авиации. Другое дело, что в нынешней обстановке всё это приобретает политическую окраску. В СМИ часто упоминается эпизод 1983 года, когда советский истребитель Су-15 сбил отклонившийся от курса южнокорейский пассажирский лайнер, который пересёк советское воздушное пространство и следовал над военными объектами. Тогда все средства радиолокации, наведения и целеуказания были приведены в боевую готовность, а летевший параллельным курсом с лайнером разведчик RC-135 снимал все эти данные.

В некотором роде в этом и заключается смысл воздушной разведки. Аппаратура спутников радиолокационной разведки позволяет вести её при любых погодных условиях и в любое время суток, однако, во-первых, космические аппараты узкоспециализированы, во-вторых, они могут перекрывать только определённые районы земного шара. Для постоянного «сканирования» интересующей территории зачастую надо осуществлять манёвр спутником или наращивать группировку. Поэтому RC-135 располагает широким инструментарием для ведения стратегической радиоэлектронной разведки, отслеживания активности сухопутных, морских и воздушных сил вероятного противника, радиоперехвата. При этом, приближаясь к границам, самолёт пытается, проще говоря, спровоцировать активность радиолокационных средств ПВО, чтобы получить информацию о параметрах систем, времени реакции и т.д. при осуществляемых мерах противодействия и маскировки.

Ещё одна задача такой активности — политическая демонстрация. Североатлантический альянс показывает, что вынужден сдерживать «агрессивную Россию» и быть в курсе всех её «планов по наступлению», Москва подобными отчётами демонстрирует наличие угрозы и своевременное реагирование на неё, доказывает, что не зря деньги налогоплательщиков уходят на оборону.

При этом даже если представить ситуацию, что между странами НАТО и Россией существовали хорошие взаимоотношения на «равноправной основе», то при приближении самолёта к границам российские или натовские перехватчики всё равно бы поднимались в воздух и сопровождали борт оппонента.

Преподаватель Военного университета Министерства обороны, полковник ВВС в отставке Владимир Карякин, специально для News.ru:

Безусловно, в полётах разведчиков больше показного, чем реальной военной необходимости. Я служил в Германии замначальника вычислительного центра 16-ой воздушной армии и участвовал в автоматизации обработки радиотехнической информации на ЭВМ. Проще говоря, мы сделали программу для разведчика-бомбардировщика МиГ-25Р, которая фиксировала местоположение станций, их типы, назначение и др. Сам самолёт, взлетая из Восточной Германии, шёл вдоль границы ФРГ и через Чехословакию возвращался на аэродром базирования. Так вот, за всё время работы мы ни разу не обнаружили частоту и позиции средств ПВО. Когда летают такие самолёты, вводятся определённые режимы радиомаскировки, чтобы нельзя было определить частоту и координаты локатора подсветки и наведения, а самолёт облучали только дежурные локаторы.