Иранское руководство раскритиковало слова президента США Дональда Трампа о возможности телефонных переговоров по поводу сложившейся ситуации вокруг Исламской Республики. Глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф назвал подобные призывы пустыми. Действия администрации президента в действительности выглядят неоднозначно: в то время как помощник по национальной безопасности Джон Болтон и госсекретарь Майкл Помпео демонстрируют готовность решить «иранскую» проблему силовым путём, глава Белого дома пытается играть в «хорошего полицейского».
Заявление шефа иранской дипломатии прозвучало на фоне решения Трампа направить в зону оперативной ответственности Центрального командования Вооружённых сил США (Ближний Восток и Центральная Азия) батарею зенитных ракетных комплексов Patriot и военно-транспортный корабль USS Arlington. Это должно дополнить ударную группу ВМС во главе с авианосцем Abraham Lincoln и тактическую группу бомбардировщиков B-52. В Вашингтоне называют этот шаг сигналом Тегерану. Корпус Стражей Исламской революции (КСИР) — наиболее консервативная и наиболее влиятельная военно-политическая сила в Иране — считает, что США не решатся на атаки, но не исключает ответного «удара в голову». Комментируя сложившуюся обстановку, президент Ирана Хасан Рухани даже сравнил нынешние события с ирано-иракской войной.
Сегодня невозможно сказать, что ситуация стала лучше или хуже со времени восьмилетней войны с Ираком, но у нас не было проблем с банковскими расчётами, продажей, импортом и экспортом нефти, только были введены санкции против покупки оружия, — отметил Рухани на переговорах с группой политических активистов.
Накануне Трамп заявил, что всё, что необходимо сделать иранскому руководству, — «это сесть и позвонить» в Белый дом, чтобы «заключить справедливую сделку» вместо Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), оформленного в 2015 году соглашения по поводу иранской ядерной программы, которое США покинули год назад в одностороннем порядке.
Мы не стремимся навредить Ирану, — заявил американский лидер, выступая перед журналистами в Белом доме. — Я хочу, чтобы они были сильными, великими и обладали отличной экономикой. Но они должны позвонить, и если они это сделают, мы открыты для разговора с ними.
Вероятно, именно для большей убедительности Белый дом попросил швейцарских дипломатических представителей в Иране дать местным политикам номера соответствующих телефонов на случай, если они захотят переговорить с Трампом. Слова президента США вошли в резкий контраст с заявлениями Болтона и Помпео, которые пригрозили использовать «неумолимую силу» и дать «быстрый и решительный ответ» на любую иранскую «провокацию».
На фоне обострения между США и Ираном в американской прессе стали чаще циркулировать сообщения о противоречиях между Трампом и Болтоном. Так, американский лидер, по словам высокопоставленных источников The Washington Post, испытывает разочарование по поводу предельно жёстких рекомендаций, которые его помощник по национальной безопасности даёт относительно венесуэльского кризиса. «Ястребиной» позицией Болтон отличается и в оценке вопросов, связанных с Ираном. Так, глава Белого дома высказывает недовольство «интервенционистской» политикой, на которой настаивает его помощник. В общении с прессой американскому лидеру даже пришлось давать объяснения по поводу расхождений с Болтоном. По словам Трампа, только он может сдержать своего советника по национальной безопасности. Удивительно, но американский лидер, согласно сообщениям The Washington Post, сетовал, что его дезинформировали по поводу перспектив того, «как легко можно сменить социалистического лидера молодой оппозиционной фигурой» в контексте событий в Венесуэле.
Данные о противоречиях между президентом и его администрацией вполне объяснимы, если допустить, что эти сообщения являются попыткой советников Трампа подготовить почву для президентских выборов 2020 года и спроецировать часть ответственности за продолжающиеся внешнеполитические кампании США на помощников президента, чтобы нынешняя линия Трампа соответствовала его заявлениям образца 2016 и 2017 годов — когда он обещал покончить с дорогостоящими войнами в других странах. Этим же можно объяснить грозную риторику Болтона и Помпео по поводу отправки USS Arlington и Abraham Lincoln к берегам Ирана. Такие действия стандартны для американского военного командования. Вряд ли ударная группа может нести серьёзные риски для Ирана — только если он не решит активизировать свои силы в Ираке для нападения на военнослужащих США и дипломатический персонал. Впрочем, даже если подобная атака и произойдёт, у американского руководства всё равно есть ресурсы отразить подобный удар. Во всей же ситуации пока не покидает ощущение, что она рассчитана на зрителя внутри США, а также на их союзников в Персидском заливе, готовых выделять средства для борьбы с влиянием Тегерана.