Между Берлином и Эр-Риядом не утихают противоречия. Самая громкая тема — недавнее решение правящей коалиции Германии продлить оружейное эмбарго для Саудовской Аравии, несмотря на то, что немецкий и европейский бизнес терпит убытки. Однако на этом фоне протекают и менее заметные, но не менее серьёзные процессы идейно-политического характера — в стране растёт поддерживаемая королевством салафитская община. При этом в самом Эр-Рияде, похоже, задумались о поисках новых союзников среди правых сил европейского политического спектра.
По данным германского МВД, число салафитов (последователей ультраконсервативного, «аскетического» течения в исламе, иногда их отождествляют с ваххабитами) в Германии с каждым годом становится всё больше. На сегодняшний день, по официальным данным, под наблюдением ведомства находится 11,5 тысячи радикальных салафитов. Годом ранее их было почти на тысячу человек меньше.
Несмотря на сравнительно небольшие численные показатели, эти группы вызывают серьёзные нарекания у немецких властей из-за опасений в распространении экстремистских идей, призывов к совершению террористических атак и общей радикализации мусульманской общины Германии.
Ключевой период формирования салафистской общины в ФРГ пришёлся на середину 90-х годов прошлого века, когда Саудовская Аравия щедро финансировала перевод соответствующей религиозной литературы на немецкий язык и оплачивала работу проповедников, чтобы начать как можно шире распространять свою идеологию. По большому счёту, такая поддержка германских мусульманских общин не скрывалась королевством.
Это привело к тому, что недовольство немецких властей вышло в публичную плоскость — три года назад тогда ещё вице-канцлер, социал-демократ Зигмар Габриель потребовал у Эр-Рияда остановить финансирование салафитских мечетей, так как, по мнению политика, «многие исламисты, представляющие угрозу для общества, происходили именно из этого окружения». Чтобы сгладить остроту ситуации, в Саудовской Аравии даже пошли на то, чтобы закрыть религиозную школу имени короля Фахда в Бонне. Учебному заведению вменяли в вину распространение фундаменталистских учений.
Однако, по данным ведомства по охране конституции, это не остановило денежные потоки, направляемые на строительство мечетей, поддержку имамов, а также различного рода радикальных групп, индоктринировавших за последние несколько лет сотни джихадистов. К слову, по оценке того же ведомства, более тысячи из них отправились в Сирию воевать на стороне ИГ (организация запрещена в РФ) в 2018 году. Для сравнения: в 2013-м их было 170.
Помимо этого, перманентная критика Берлина касается критической ситуации с правами человека в стране, к которой недавно добавились серьёзные претензии по поводу убийства журналиста Джамаля Хашогги, а также поддерживаемой саудитами войны в Йемене.
К основным статьям немецкого экспорта в Саудовскую Аравию относятся продукция тяжёлого и легкого машиностроения, металлургия, фармацевтика, а также оружие — в основном, в виде комплектующих, поставляемых европейским компаниям-производителям под выполнение соответствующих контрактов. При этом из-за политических противоречий германский экспорт, по данным статистического ведомства ФРГ, за последние несколько лет снизился в полтора раза. К примеру, в 2015 году он составлял $11,4 млрд, а в 2017-м — уже $7,6 млрд.
Стоит добавить, что в прошлом году саудовский кронпринц Мохаммед бен Салман и вовсе заявил, что не допустит к гостендерам немецкие фирмы (среди которых — Siemens, Bayer, Daimler) из-за несогласия с ближневосточной политикой Берлина.
Вишенкой на торте общих противоречий стало эмбарго ФРГ на поставки оружия и немецких комплектующих Эр-Рияду, введённое в качестве санкционной меры из-за убийства Джамаля Хашогги. Это буквально поставило под удар крупный контракт на изготовление для Соединённого Королевства истребителей Eurofighter несколькими европейскими фирмами. И теперь, даже не смотря на резкую критику со стороны Франции и Великобритании, собственно, чьи компании-производители страдают в данном случае больше всего, Германия всё же решила продлить запрет ещё на полгода.
Вся совокупность причин заставляет Эр-Рияд всерьёз задуматься о поисках новых тактических идейных союзников как в Германии, так и в целом в Европе. И если, к примеру, партия Меркель Христианско-демократический союз (ХДС) разделяет по отношению к Саудовской Аравии прежде всего прагматический подход, то немецкие и европейские социал-демократы, а также левые силы настроены крайне негативно.
В этих условиях, по экспертным оценкам, «естественными партнёрами» саудитов могут стать, как ни парадоксально, правые силы политического спектра. И, к слову, пробные, осторожные шаги в этом направлении уже совершаются. Так, недавно специальная делегация саудовских НКО (причём, преимущественно женских), совершила визит в Брюссель. Там прошла их встреча с представителями консервативной фракции евроскептиков «Европейские консерваторы и реформисты».
Поддержка европейских правых сейчас нужна саудовскому режиму. В Эр-Рияде заинтересованы в лоббистской поддержке бизнеса, а также в обновлении и продвижении собственного имиджа в Европе. И не исключено, что скоро эта тенденция выйдет на поверхность.