Партия премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху «Ликуд» («Консолидация») не смогла обеспечить себе абсолютной победы на выборах в Кнессет, которые состоялись 9 апреля. Соратники Нетаньяху пришли к финишной прямой одновременно со своими прямыми противниками — центристами из «Кахоль-Лавана» («Сине-белые»). Пожалуй, единственной интригой теперь является вопрос с формированием коалиционного правительства.
Партии «Ликуд» и «Кахоль-Лаван» получили по 35 мандатов в Кнессете.
Правый блок во главе с «Ликудом» одержал очевидную победу, — провозгласил глава правительства после закрытия избирательных участков в Израиле. — Я благодарю граждан Израиля за их доверие. Я начну формировать правое правительство с нашими естественными партнёрами уже этой ночью.
Правый блок вряд ли будет иметь что-то против: лидеры этих партий уже рекомендовали президенту еврейского государства выбрать Нетаньяху в качестве того, кто будет сколачивать правящую коалицию. Их симпатии и взаимные реверансы понятны: кампания Нетаньяху прошла целиком и полностью с перекосом в сторону националистов. По данным местных социологов, явка избирателей среди арабского населения еврейского государства была исторически низкой. Арабов можно понять: однопартийцы Нетаньяху предоставили лояльным активистам 1200 скрытых камер, чтобы следить за «арабскими» избирательными участками. Центральный избирательный комитет еврейского государства даже был вынужден подать жалобу в полицию.
До недавнего времени в израильских СМИ гуляла гипотеза относительно того, что Нетаньяху сформирует правительство с «Кахоль-Лаваном», который возглавляют экс-глава израильского Генштаба Бени Ганц и экс-министр финансов Яир Лапид. При консолидации усилий они могли бы сформировать крупнейшую с 2013 года правоцентристскую коалицию с 70 мандатами в парламенте. В прессе появлялись утечки, согласно которым Ганц допускал такое развитие событий, однако позже бывший военачальник отказался от этой идеи. На следующий день после того, как в Израиле завершилось голосование, кандидаты от «Кахоль-Лавана» Ави Ниссенкорн и Офер Шелах исключили возможность вступления в коалицию, которую бы возглавлял лидер «Ликуда».
Мы, «Сине-белые», идём по пути перемен, и более миллиона человек проголосовали за перемены, — сказал Ниссенкорн в разговоре с местными журналистами.
Согласно закону «О Кнессете», для избрания в парламент политической партии необходимо получить как минимум 3,5% голосов от общего числа избирателей, которые пришли на избирательные участки. В сам законодательный орган входят 120 депутатов. Срок их работы — четыре года. Как нетрудно догадаться, правительство в идеальной ситуации должна сформировать та партия, которая получает абсолютное большинство мандатов. Тем не менее в последние годы в Израиле образовывались коалиционные правительства. В последнее коалиционное правительство, помимо «Ликуда», вошли «Исраэль бейтену» («Наш дом — Израиль») и «Кулану» («Все мы»), ортодоксальные ШАС, «ха-Баит ха-Йехуди» («Еврейский дом»), «Яхадут ха-Тора» («Объединённый иудаизм Торы»). Поручение сформировать кабмин, как правило, даёт президент. Кандидатом в премьеры нередко становится лидер партии, которая имеет наибольшее число депутатских мандатов. Впрочем, создать правительство глава государства может поручить и тому политику, чья партия не получила больше всего голосов, но в состоянии сформировать коалицию, поддерживаемую 61 из 120 парламентариев.
Видные фигуры тех партий, которые схлестнулись в борьбе за Кнессет, неоднократно подчёркивали важность хороших отношений с Россией. Экс-спикер парламента Юлий Эдельштейн, который занимал первое место в партийном списке «Ликуда», отмечал накануне выборов, что в случае победы премьерской партии отношения РФ и Израиля, которые и без того находятся «на небывалом уровне, продолжат развиваться». Ганц отмечал важность сирийского урегулирования и подчёркивал роль Москвы в этом процессе.
Мы верим, что нужно вернуть спокойствие в Сирии. Я очень рад, что идут многочисленные встречи с Россией. Как держава, она очень важна в этом деле, — говорил экс-глава израильского Генштаба в разговоре с российскими журналистами.
Бывший министр обороны Авигдор Либерман, который возглавляет «Наш дом — Израиль», как-то говорил: «Без всякой разницы, кто будет избран и какая будет коалиция, никакой альтернативы конструктивному диалогу с Россией просто не существует».