И все-таки пандемия COVID-19 произошла из-за «катастрофической аварии» в лаборатории в китайской Ухани — это признал глава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Тедрос Аданом Гебрейесус. Правда, неофициально. Как утверждает британская газета Daily Mail, заявление было сделано им в частной беседе с одним из «высокопоставленных европейских политиков». Эта утечка ставит точку в длившемся более двух лет споре между чиновниками и конспирологами о причинах пандемии, унесшей 18 миллионов жизней. Судя по всему, сторонники лабораторного происхождения вируса могут праздновать победу. Что это означает для имиджа Китая и ВОЗ, выяснил NEWS.ru.
Гебрейесус, наконец, озвучил то, о чем с начала 2020 года постоянно говорили различные эксперты как в профессиональных кругах, так и «в народе»: вспышка новой коронавирусной инфекции в китайской Ухани (и первоначальный ответ властей на нее) выглядит слишком хорошо организованной, чтобы списать всё на естественные причины.
Официальная позиция ВОЗ по-прежнему заключается в том, что «все гипотезы о происхождении вируса SARS-CoV-2 имеют право на существование». Однако впервые глава организации лично высказался в поддержку версии, которую ранее с пеной у рта опровергали все официальные лица (в первую очередь, разумеется, в Китае), — о том, что пандемия вызвана халатностью (если не злым умыслом) конкретных людей.
Самой вероятной причиной вспышки коронавируса может быть катастрофический инцидент в лаборатории в Уханьском институте вирусологии в конце 2019 года, — передает слова Гебрейесуса его европейский собеседник.
При этом таблоид не раскрывает, с кем и при каких обстоятельствах откровенничал глава ВОЗ. Однако, по данным западных спецслужб, в уханьском институте действительно проводились исследования на летучих мышах, обитающих на расстоянии около 1500 км от Ухани. Якобы вирусологи отбирали у этих животных пробы коронавируса в пещерах, где летучие мыши гнездятся.
По совокупности фактов спецслужбы, в первую очередь ЦРУ, пришли к выводу, что «нулевым» зараженным стал кто-то из этих исследователей, нарушивший технику безопасности при обращении с образцами коронавируса в своей лаборатории. Таких образцов, по утверждениям западной разведки, там хранилось около полутора тысяч.
Тогдашний госсекретарь США Майк Помпео (сам прежде возглавлявший ЦРУ) неоднократно приводил разведданные о том, что многие сотрудники уханьского института заболели тем, что позднее получило название COVID-19, еще осенью 2019 года — то есть за несколько недель до того, как скрывать эту болезнь стало невозможным.
Помпео тогда выражал уверенность, что исследования коронавируса проводились в рамках создания Китаем биологического оружия (что, разумеется, отметалось в Пекине с порога).
Мы видим факты, что они (власти КНР. — NEWS.ru) высылают журналистов, пытающихся собирать информацию о коронавирусе, затыкают рты медицинским профессорам, запрещают любые сообщения на эту тему, — заявлял Помпео в мае 2020 года.
С самого начала пандемии, когда кто-либо из международных вирусологов или политиков заговаривал о том, что причиной вспышки заболевания может быть человеческий фактор, китайские власти с пеной у рта отвергали такую возможность, называя подобные подозрения «тотальной ложью, не имеющей никакого научного подтверждения».
Когда чиновник такого уровня, как Гебрейесус, хочет поделиться информацией, он не будет делать это через чье угодно посредничество, тем более какого-то политика, чье имя почему-то общественности неизвестно. Я лично с главой ВОЗ не знакома, однако есть ощущение, что его высказывания — это чья-то попытка подтолкнуть общественное мнение и экспертов в желательном для кого-то направлении.
Под нажимом со всех сторон Тедрос Гебрейесус в самом деле отыграл назад — мол, выводы SAGO являются неокончательными и ВОЗ начинает новую проверку причин возникновения пандемии (подтекст: которая, очевидно, должна доказать версию о китайской халатности).
Что бы ни было причиной первоначальной волны пандемии, коронавирус может воспользоваться ослаблением к нему внимания со стороны мирового сообщества и «воспрянуть духом» — причем там, где ранее борьба с ним велась максимально эффективно.
Подобные опасения возникли после того, как в понедельник в Израиле было зафиксировано 158 случаев заражения вариантом ВА.5 (почти двукратный прирост по сравнению с неделей ранее). Таким образом, израильтяне смогли пожить в свободном от пандемических ограничений состоянии всего два месяца (обязательное ношение масок было отменено там 24 апреля). Теперь Минздрав Израиля рассматривает возможность возвращения к масочному режиму.