Контролирующее власть в Афганистане движение «Талибан» (запрещено в России) столкнулось с восстанием в своих рядах. Очагом стала северо-западная провинция Фарьяб, где арест командира узбекских отрядов группировки Махдума Алама спровоцировал масштабные волнения. Несмотря на то что высокопоставленный военачальник был в итоге освобождён, шансы повторения таких конфликтов остаются большими из-за существующих межэтнических противоречий. Не исключено, что ситуация не только приведёт к оттоку боевиков из «Талибана», но и затруднит вопрос с его международным признанием.
Задержание Алама по подозрению в краже было интерпретировано узбекским населением как элемент давления со стороны доминирующих в «Талибане» пуштунов. Протестные акции с требованием освободить полевого командира и соблюдать права других этнических групп, собравшие не только узбеков, но и туркменов, переросли в боевые столкновения. Некоторые циркулировавшие в социальных сетях ролики продемонстрировали, что митингующим даже удалось разоружить военный патруль талибов-пуштунов. На этом фоне Майману, административный центр Фарьяба, покинули ключевые чиновники, а глава талибского Генштаба вооружённых сил (ВС) Фасихуддин Фитрат распорядился направить войска на подавление мятежа.
Афганское командование попыталось преуменьшить значение вспыхнувших в Фарьябе волнений, назвав их следствием «недопонимания». В Кабуле заявили, что конфликт урегулирован, а сам командир узбекских отрядов освобождён. Специально для того, чтобы направить сигнал всем мятежникам, талибы провели в Маймане военный парад, в котором приняли участие десятки облачённых в камуфляж боевиков. Помимо этого, была задействована американская бронетехника, захваченная движением во время стремительного падения власти в стране в минувшем году. Тем не менее, комментируя парад в Фарьябе, западные СМИ заметили, что демонстрация силы вряд ли избавит талибов от нарастающих глубинных проблем.
Есть точка зрения, что арест Алама мог быть спровоцирован личной неприязнью частью высшего звена «Талибана» к узбекскому населению. Распоряжение о том, чтобы задержать полевого командира и доставить в Кабул, предположительно было сделано заместителем министра обороны временного правительства муллой Фазелем. По некоторым предположениям, Фазель испытывает антипатию к представителям этнических меньшинств Афганистана из-за того, что в начале нулевых он попал в плен к одному из влиятельных военачальников узбекского происхождения Рашиду Дустуму, который, в свою очередь, передал его в руки американцев.
Так это или нет, но гипотеза о существовании трений на национальной почве находит своё доказательство в событиях «на земле»: в декабре циркулировали сообщения о захвате талибами-пуштунами земель, принадлежавших узбекскому населению.
Столкновения между разными формированиями талибов на межэтнической почве фиксировались на протяжении последних месяцев. 9 декабря члены группировки, предположительно представлявшие её радикальное крыло, попытались разоружить 70 узбекских боевиков, обвинив их в сотрудничестве с местным отделением «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России). Результатом стало то, что 13 декабря часть узбекских талибов действительно перешла на сторону местного ИГ и вступила в столкновения с бывшими пуштунскими соратниками.
Вероятно, моноэтнический подход движения к управлению государством может привести к оттоку рядов членов и присоединению их к более радикальным группировкам. Ситуацию усугубляют и признаки раскола на более высоких уровнях власти.
По оценкам американского Института по изучению войны (ISW), местный филиал ИГ не против того, чтобы воспользоваться ситуацией и пополнить свои ряды за счёт разочарованных. Если командованию «Талибана» не удастся устранить корень кризиса в Фарьябе, восстание может увеличить масштабы, предупреждают эксперты аналитического центра.
Кроме того, свою выгоду из восстания на северо-западе попытались извлечь силы антиталибского сопротивления, оплотом которых является север Афганистана. Их высокопоставленные представители поприветствовали действия «отважных узбекских соотечественников», направленные против «тирании талибов». Не исключено, что противники боевиков уверились в необходимости делать ставку на постепенное углубление противоречий внутри «Талибана».
В разговоре с NEWS.ru директор Центра изучения современного Афганистана Омар Нессар заметил, что события в Фарьябе бросили серьёзный вызов талибам, однако вряд ли стали неожиданностью.
Процесс централизации власти будет сопровождаться недовольством регионов. Применение силы, к которому готовятся талибы, перебросившие в Майману свой спецназ, может усугубить ситуацию и отложить на неопределённый срок вопрос о признании режима международным сообществом.
По словам аналитика, силы сопротивления не могут не рассматривать произошедшее как возможность. Нессар обратил внимание на то, что, по ряду сведений в рядах демонстрантов были сторонники маршала Дустума. Это может быть элементом консолидации талибов-узбеков и «дустумцев», подытожил собеседник NEWS.ru.