Россия и США за неделю заметно интенсифицировали контакты, решившись на некоторые отступления в визовой войне. Москву с трёхдневным визитом посетила замгоссекретаря Виктория Нуланд, ранее находившаяся в российских стоп-листах. А в Вашингтон отправился вице-премьер Алексей Оверчук, продолживший с представителями администрации президента Джо Байдена череду дискуссий по широкому кругу вопросов. Частота контактов, по словам опрошенных NEWS.ru экспертов, стала признаком курса на управляемость конфронтации и предсказуемость отношений между странами. Самым большим риском, по их словам, является опасность молчания.
Кульминацией переговорного марафона на этой неделе стали встречи Оверчука в Вашингтоне. Вице-премьер возглавил российскую делегацию на осенней сессии Международного валютного фонда и Всемирного банка. Свой диалог с первым заместителем госсекретаря Уэнди Шерман, который продлился около часа и проходил без участия журналистов, вице-премьер оценил на отлично. Из итогового сообщения американского дипломатического ведомства следует, что переговоры коснулись экономического взаимодействия двух стран, в рамках которого Госдеп волнует «справедливое отношение к компаниям США», проблем энергетической безопасности Европы, а также аспектов соблюдения Парижских соглашений по климату.
Таким образом, контакты в американской столице отчасти продолжили те дискуссии, которые велись в России в ходе визита Виктории Нуланд. Её поездка охватила несколько дней и завершилась 13 октября. Повестка коснулась не только российского МИД и оборонного ведомства, но и администрации президента. Завершив консультации с замминистра иностранных дел России Сергеем Рябковым, в которых в то же время принял участие замглавы российского Минобороны Александр Фомин, американский дипломат на следующий день отправилась на встречу с помощником президента по международным делам Юрием Ушаковым и заместителем главы администрации президента Дмитрием Козаком.
Особенностью последних контактов стали визовые уступки, на которые пошли страны ради сохранения каналов коммуникации. Как уточнили на Смоленской площади, визит Нуланд, которая числилась в российском стоп-листе, стал возможен только после того, как Вашингтон согласился представить проездной документ одному из российских дипломатов, который, как обращает внимание Москва, неоднократно сталкивался со слабо мотивированным отказом во въезде в США, хотя имел на то служебную необходимость. Ситуация с Нуланд тем не менее была интерпретирована как элемент процесса отмены точечных санкций между странами.
Однако в разговоре с NEWS.ru бывший координатор санкционной политики Госдепартамента Дэниел Фрид указал на то, что взаимные уступки между Москвой и Вашингтоном были исключительно визовым вопросом, не связанным с рестриктивными мерами. Есть большая разница.
Следовательно, это (торг вокруг исключения Нуланд из стоп-листа. — NEWS.ru) не прецедент. Если Россия стремится к сокращению санкций, она должна прежде всего работать над урегулированием ситуации в Донбассе, которое восстановит суверенитет Украины и отразит угрозу новой агрессии, например, против украинского газопровода.
Бывший дипломат положительно оценил возобновление диалога между высокопоставленными должностными лицами России и США, однако обратил внимание на то, что странам предстоит ещё много работы и большая её часть, по его оценкам, должна быть сделана с российской стороны.
Как пояснил в свою очередь NEWS.ru партнёр международной юридической компании Gibson, Dunn & Crutcher Адам Смит, который специализируется в том числе на вопросах применения в Америке экономических санкций, коммуникация между крупными государствами почти всегда предпочтительнее отсутствия взаимодействия.
Таким образом, визит заместителя госсекретаря в Москву является положительным. И действительно, несмотря на разногласия между Москвой и Вашингтоном, есть многое, в чём они согласны, и, тем более, многое, из-за чего они нуждаются друг в друге для достижения своих собственных целей. Например, это касается изменения климата.
Юрист указал на то, что снятие санкций с учреждений и организаций остаётся маловероятным, однако выразил надежду на то, что обсуждения между РФ и США проложат путь для более конструктивного взаимодействия — вне зависимости от санкций.
Интересной чертой последних визитов стали переговоры российского вице-премьера в Вашингтоне, заметил в разговоре с NEWS.ru эксперт по международным отношениям Владимир Фролов. По его словам, Оверчук имел возможность обсудить с Шерман очень широкий круг вопросов — от обмена заключёнными до ситуации в Карабахе. И это может быть гораздо эффективнее традиционного, дипломатического канала.
Оверчук — это голая прагматика. У него нет задачи работать на внутреннюю аудиторию.
Что же касается поездки Нуланд, то это, по словам аналитика, свидетельство успешности курса «на стабильность и предсказуемость отношений, управляемость и снижение конфронтации». Он был взят странами после очных переговоров между президентами России и США в Женеве.
Я называю это транзитом к уважительно-враждебным отношениям по образцу 1970-х годов. Это начало умеренной разрядки без гуманитарной корзины, — подытожил Фролов.
Размен накануне визита Нуланд собеседник NEWS.ru, в свою очередь, назвал стандартном визовой войны по принципу «вы нам — мы вам».
Впрочем, как пояснил NEWS.ru профессор и заведующий кафедрой истории Католического университета Америки Майкл Киммейдж, который некогда курировал российское и украинское досье в аппарате политического планирования Госдепа, вряд ли можно сказать, что Нуланд многого добилась во время своего визита в Москву.
Отношения между США и Россией остаются сложными и обременёнными. Но что касается опасностей, то самая серьёзная в американо-российских отношениях — это опасность молчания. Саммит между Путиным и Байденом в июне 2021 года дал развитие умеренной динамике на высоком правительственном уровне вместе с переговорами о стратегической стабильности между Москвой и Вашингтоном.
Это свидетельствует, но не гарантирует, что со временем может быть достигнут реальный прогресс, заключил Киммейдж, добавив, что вряд ли это произойдёт в ближайшее время.