Кого Китай поддерживает в Венесуэле

Мир 28 января, 2019 / 18:53

Позиция Китая относительно политического кризиса в Венесуэле является куда более сдержанной, чем позиция России, открыто поддержавшей Николаса Мадуро. При этом Пекин существенно опережает Москву по темпам экономического сотрудничества и объёмам инвестиций в эту латиноамериканскую страну. В КНР надеются сохранить двустороннее сотрудничество вне зависимости от исхода политического противостояния, при этом допускают вариант смены власти в латиноамериканской республике, отмечают эксперты. В то же время Китай помогает режиму Мадуро, хотя и своеобразно — на улицах венесуэльских городов замечена полицейская техника для разгона демонстраций, произведённая в КНР.

В понедельник, 28 января, Пекин вновь обозначил свою позицию по поводу политического кризиса в Венесуэле.

«Китай выступает за снижение уровня насилия в Венесуэле. Мы также поддерживаем усилия правительства страны по защите национального суверенитета и стабильности… Наша позиция заключается в том, что всем странам следует придерживаться принципов ООН. Мы также выступаем против внешнего вмешательства во внутренние дела Венесуэлы», — заявил на брифинге представитель МИД КНР Гэн Шуан.

Он подчеркнул, что в Пекине выражают надежду на то, что «что все стороны будут способствовать стабильному развитию Венесуэлы, улучшению уровня жизни граждан, а также защите международного права и основных норм международных отношений». Между тем в Сети уже появились кадры, на которых видно, какие именно «усилия правительства Венесуэлы» поддерживают в Поднебесной: на фотографиях для разгона демонстраций венесуэльские силовики используют автомобили с гидравлическими заграждениями производства китайской компании CenTech Specialty Vehicle Co., Ltd.

Машины служат для того, чтобы преградить путь разгневанной толпе и вытеснить демонстрантов. При этом неизвестно, когда и в каком количестве Пекин поставлял Венесуэле спецтехнику и передавали ли китайские производители венесуэльским силовикам другие опробованные на родине спецсредства, например, ультразвуковое или лазерное оружие для подавления митингов.

В Китае подобные машины применяют для создания полицейского кордона вокруг демонстраций, например, они фиксировались во время «революции зонтиков» в Гонконге. В Венесуэле, как отмечают пользователи соцсетей, полиция и военные используют спецтехнику не только для разгона митингующих, но и для создания кордона между сторонниками и противниками Николаса Мадуро — в Каракасе и других крупных городах не прекращаются многочисленные акции в поддержку оппозиции и действующей власти.

По некоторым данным, за последние две недели в ходе беспорядков и столкновений с военными и полицией погибло около 30 человек. Несмотря на отклонённый ультиматум ведущих европейских государств и высылку американской дипломатической миссии, Николас Мадуро, по крайней мере публично, сохраняет спокойствие. Так, 27 января президент посетил расположение 41-й танковой бригады, которая считается одной из наиболее лояльных боливарианскому режиму частей (на вооружении стоят танки Т-72Б1 российского производства).

«Подхватывая антиимпериалистическую мысль отца нашего Симона Боливара, мы будем держать эту страну свободной, независимой и суверенной», — заявил он в обращении к бойцам.

Как ранее писал News.ru, вооружённые силы до сих пор сохраняют лояльность Мадуро по ряду причин. Недавнее заявление военного атташе Венесуэлы в США Хосе Луиса Сильвы, признавшего Хуана Гуайдо президентом, а также сообщение Гуайдо о ведущихся переговорах между оппозицией и военным командованием пока коренным образом не изменили баланс сил.

В случае если к власти придут сторонники Хуана Гуайдо, китайские инвестиции и кредиты могут фактически уйти «в никуда», отмечают эксперты. КНР — один из ключевых потребителей венесуэльской нефти. Кроме того, общий объём кредитов, выданных Пекином Каракасу, составляет около $40 млрд (большинство из них сделаны в рамках двусторонних соглашений «займы за нефть»). Несмотря на то, что в 2015 году после обвала цен на чёрное золото выплаты были фактически заморожены, в Поднебесной не отказались от инвестирования в экономику Венесуэлы и продолжали «вкладываться» в инфраструктурные проекты, строительство жилья, нефтедобывающую промышленность и добычу полезных ископаемых.

В то же время Пекин занимает более сдержанную позицию, чем Москва: официально он не становится на какую-либо сторону в ситуации двоевластия, лишь дежурно осуждает внешнее вмешательство в дела Венесуэлы и призывает стороны конфликта сесть за стол переговоров. Эксперты не исключают, что китайцы, скрытно поддерживая Мадуро, стараются «не злить» венесуэльскую оппозицию, чтобы минимизировать экономические риски в случае её победы.