Саудовский принц боится за свою жизнь

Мир 13 октября, 2018 / 10:30

Национальная гвардия, которая была создана для обеспечения безопасности правящего дома, в очередной раз стала мишенью борьбы наследного принца Мухаммеда с неугодными. Конфликт зашёл настолько далеко, что в него пришлось вмешаться лично королю Сальману. Подобное развитие событий может привести к мятежу против наследного принца, рассказали News.ru в арабской дипломатической среде.

Национальная гвардия, стоящая на страже королевской семьи, состоит из представителей основных племён Саудовской Аравии, лояльных дому Саудов с того самого момента, как начало существовать саудовское государство. Среди них — мутайяр, шаммар, отайба, аназа и другие арабские племена, населяющие не только саудовское королевство, но и соседние с ним страны. За свою абсолютную верность Нацгвардия в течение долгих лет имела полную независимость от других силовых структур страны. Некоторые привилегии были даны и лидерам тех племён, которые формируют эту силу. Принц Мухаммед, в 2017 году открывший беспрецедентную охоту на тех, кого он нашёл опасным для устойчивости режима, посчитал нужным отнять эти привилегии, сообщает Intelligence Online. Некоторые шейхи были арестованы и вынуждены следовать требованиям кронпринца. Однако их соплеменники не стали мириться с ситуацией и решили обратиться за защитой лично к королю.

Middle East Monitor пишет, что кампанию против племенных лидеров и Национальной гвардии возглавляет глава аппарата саудовской госбезопасности Абдул Аль-Хувирини. О том, что Национальная гвардия является предметом нездорового интереса принца Мухаммеда было известно и раньше. Неслучайно в рамках так называемой борьбы кронцпринца с коррупцией под стражу в 2017 году был заключён министр Национальной гвардии Мутаиб бин Абдулла. Позже его отпустили за $1 млрд. Впрочем, дело не столько в Национальной гвардии, сколько в том, как поступки Мухаммеда повлияют на племенной баланс сил, который является принципиально важным для существования саудовского правящего дома. Многие племена довольно могущественны и могут оказывать влияние на жизнь не только внутри Саудовской Аравии, но и за её пределами. К таким относится племя мутайяр, представители которого проживают в Кувейте и в Катаре, а также племя шаммар.

Фото: Xinhua/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

В разговоре с News.ru дипломат одной из стран, входящих в Организацию арабских стран-экспортёров нефти (ОАПЕК) и имеющих тесные отношения с Саудовской Аравией, заметил, что ситуация представляет для принца Мухаммеда опасность гораздо большую, чем недовольство религиозных или политических кругов.

«Несмотря на чистки внутри семьи, у кронпринца остаётся достаточно врагов в истеблишменте, — заявил дипломатический собеседник News.ru. — Прочность его позиций обеспечивается преимущественно за счёт племён. Если в их отношениях с Мухаммедом что-то изменится в негативную сторону, однажды саудовский принц может просто не проснуться. А в СМИ снова сообщат о его внезапном исчезновении. Но это исчезновение из публичного поля будет для него последним».

Сам принц, похоже, прекрасно осознаёт: ему есть, чего (кого) опасаться. Как утверждает американский эксперт в сфере безопасности борьбы с терроризмом Брюс Ридель, в интересах безопасности наследник трона спит исключительно на своей яхте. «Боясь за свою жизнь, наследный принц, как говорят, проводит ночи на своей яхте, пришвартованной в Джидде», — написал американский эксперт в колонке для Al-Monitor. По данным Риделя, плавучая крепость обошлась наследному принцу в полмиллиарда долларов. Сделка о её покупке была заключена в конце 2016 года. По слухам, её бывший владелец — некий российский миллиардер. «Этот плавающий дворец больше футбольного поля, — пишет эксперт. — Потенциально он сгодится для побега». Впрочем, среди основных поводов для недовольства кронпринцем внутри королевства Ридель называет внешнюю политику Мухаммеда — от войны в Йемене до дипломатической и экономической блокады Катара.

По словам инсайдеров, король Сальман попытался урегулировать конфликт между Мухаммедом и племенами, составляющими костяк Национальной гвардии. Однако, учитывая амбиции наследника престола, есть довольно много сомнений, что конфликт действительно исчерпан, а жизнь принца находится в полной безопасности.