Согласие России и Соединенных Штатов относительно разработки мер по обеспечению безопасного судоходства и предотвращению использования коммерческих судов в военных целях можно назвать новой черноморской сделкой, заявил NEWS.ru политолог Андрей Кортунов. По его словам, это соглашение отличается от договоренности 2022 года и учитывает новую экономическую и геополитическую ситуацию.
Название может быть произвольным. Можно говорить «черноморская инициатива» и «зерновая сделка». Это не вторая черноморская сделка, более верно будет ее назвать новой черноморской сделкой. Тут важно понимать, что, конечно, это не повторение той договоренности, которая была достигнута летом 2022 года. Это другие участники, другие параметры сделки и другая ситуация экономическая и геополитическая, — пояснил Кортунов.
Он отметил, что предыдущая сделка 2022 года заключалась при посредничестве Турции и ООН с участием России и Украины, но без США. По его словам, нынешнее соглашение, несмотря на схожие цели, имеет иной состав участников и должно избежать ошибок прошлого, из-за которых Россия в 2023 году отказалась продлевать договор.
Тогда сделка осуществлялась при посредничестве Турции, в ней участвовала Организация Объединенных Наций. Была российская часть, украинская, Соединенных Штатов тогда вообще не было. Поэтому, конечно, это несколько другой формат. Хотя она и нацелена на достижение примерно тех же целей, что и сделка, подписанная около трех лет назад в другом составе. Кроме того, это соглашение должно учитывать не совсем счастливую судьбу предыдущей сделки, учитывать те недочеты, которые фактически не позволили России летом 2023 года эту сделку продлить, — резюмировал Кортунов.
Ранее пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что одним из ключевых вопросов обсуждения на переговорах в Эр-Рияде стали черноморская инициатива и соглашение о запрете атак на энергетические объекты России и Украины. Он отметил, что Москва и Вашингтон пришли к согласию относительно разработки мер, направленных на реализацию договоренностей, утвержденных президентами обеих стран.