Как в Узбекистане наказывают за лайки и репосты

Мир 4 сентября, 2018 / 18:12

Правоохранительные органы Узбекистана решили опробовать новую тактику в борьбе с проявлениями инакомыслия, которые считают опасными для государства. Блогеров, пишуших на религиозные темы, теперь могут подвергнуть аресту под предлогом сопротивления представителям власти.

В конце августа в Ташкенте, Андижане и Коканде сразу были задержаны по меньшей мере пять блогеров, пишущих на религиозные темы. 28 августа в Ташкенте в собственном доме был задержан популярный блогер Адхам Олимов. Как сообщают СМИ, за ним пришли восемь человек, двое из них были в форме сотрудников МВД. В жилище блогера был произведён обыск, изъяты мобильные устройства, флеш-накопители и жёсткий диск компьютера. На следующий день судом Алмазарского района столицы Олимов был признан виновным в неподчинении законным требованиям милиционеров и противодействии в выполнении ими служебного долга. В результате Олимов получил 14 суток ареста, а также штраф в размере одной минимальной зарплаты — 184,3 тысячи сум (около $34). Одновременно другой блогер, автор нескольких книг по религии Зиёвуддин Рахим получил такой же штраф и 10 суток ареста.

Блогер Отабек Усмонов был задержан на работе в офисе иностранной компании в городе Асака Андижанской области. По сведениям журналистов, ему не предъявили никаких обвинений, но в отделении поместили в одну камеру с женщинами лёгкого поведения. Те устроили с Усмоновым потасовку, а потом написали жалобу, в результате которой блогера арестовали на 15 суток. Писатель Шокир Шарипов, известный под псевдонимом Мухаммад Шакур, подвергся допросу, на него было заведено административное дело за «призывы к массовым беспорядкам» и «проживание без прописки», сообщает BBC. Все четверо упомянутых блогеров активно критиковали в Сети государственную политику в отношении религии. В частности, они были возмущены запретом на ношение хиджабов в школах.

Во время правления Ислама Каримова в стране действовали жёсткие правила относительно религиозной жизни. В 2015 году милиционеры даже стали высматривать девушек в хиджабах и мужчин с длинными бородами на улицах городов и проводить с ними профилактические беседы. По мнению властей, это способствовало пресечению деятельности радикальных исламских и террористических организаций.

После прихода к власти в конце 2016-го Шавката Мирзиёева давление государства на религиозных людей стало ослабевать. Например, новый президент призвал имамов пересмотреть ранее составленные чёрные списки мусульман. Глава государства в июне прошлого года поручил создать в каждом районе группу из десяти человек, куда должны были войти представители местных властей, МВД, службы госбезопасности и мечетей. Группы должны были обходить людей из чёрного списка и по итогам бесед принимать решение о благонадёжности граждан. Раскаявшимся обещали оказывать всяческое содействие, вплоть до выдачи кредитов на начало предпринимательской деятельности, а оставшихся, по мнению комиссии, верными радикальным течениям — лишать гражданства и отправлять в тюрьму.

Но вскоре государство решило отказаться и от небольших послаблений. В августе этого года, на Курбан-байрам, имамы 2 тысяч мечетей республики получили заранее приготовленный в Духовном управлении мусульман Узбекистана текст праздничной проповеди, при этом было рекомендовано читать именно одобренный текст, а не говорить от себя. За месяц до этого в духовное управление вернули ранее отозванного куратора из спецслужб.

Подвергшиеся допросам и задержанию блогеры критиковали решения властей и поплатились за инакомыслие, при этом правоохранительные органы нашли весьма странный предлог для репрессий, отмечает радиостанция «Голос Америки».

Рафаэль Саттаров, политолог:

Никак не хочу радоваться арестам, но хотел бы заметить, что один из арестованных, Зиёвуддин Рахим, назвал артистов дублирования турецких сериалов «предателями нациями», которые кормят своих детей «харамным куском». Причём в конце своей статьи открыто пригрозил, что если не запретят сериалы, всё закончится очень печально. Вспомнить можно ещё то, что на одном из сайтов была опубликована статья этого же господина Зиёвуддина Рахима, в которой он женщин, не носящих платки, сравнил с проститутками. Если люди выступили против свободы других, то они сами потеряли возможность быть свободными.

Николай Мендкович, эксперт Российского совета по международным делам:

На ситуацию в Узбекистане нельзя смотреть с точки зрения российского обывателя, так как Узбекистан сталкивался со многими проблемами, которых не было в РФ. В Узбекистане существует проблема террористического подполья, которое использует соцсети для вербовки молодёжи и пропаганды экстремизма. Некоторые молодые люди потом едут воевать в Афганистан или Сирию. Государство должно охранять граждан от экстремистских проявлений имеющимися методами. В то же время действовать надо по закону. В случае с задержанными блогерами я надеюсь, что закон будет работать. Если правоохранительные органы допустили нарушения, то они должны будут понести ответственность.