Вьетнамские шпионы пытались изучить сферу обеспечения устойчивости сетей командной связи Вооружённых сил Украины. Как обратила внимание известный блогер Диана Михайлова, об этом свидетельствуют материалы дела № 640/14063/16-к, рассматриваемого Киевским районным судом города Харькова.
Из них следует, что в 2015 году граждане Республики Вьетнам провели «неформальную встречу с элементами конспирации» с гражданином Украины — сотрудником одного харьковского вуза, также имеющим допуск к сведениям, составляющим гостайну. В мае 2016 года в одном из кафе иностранцы сфотографировали предоставленный им имитационный материал, который заранее был помечен с помощью специального препарата. В ходе следственных действий один из задержанных представился как атташе по вопросам обороны посольства Вьетнама, предъявив соответствующую дипломатическую карточку.
Также отмечается, что атташе регулярно встречался в Харькове со своими соотечественниками, которые «выполняют функции сбора информации, в том числе секретной, организации шпионской деятельности, финансирования лиц, привлечённых к конфиденциальному сотрудничеству с разведывательными органами» Вьетнама.
Из-за закрытости темы сложно сказать, что послужило реальной причиной срыва сделки — сознательность «преподавателя вуза, связанного с оборонкой», недоговорённость по цене, чрезмерная активность атташе из Вьетнама или показательный успех СБУ, в котором служба нуждается. Но воровством, процветающей коррупцией и масштабами махинаций в оборонной сфере на Украине, конечно, давно никого не удивишь. Тем более что на первых порах торговать было чем: военное наследие СССР сделало Украину одним из ведущих мировых экспортёров оружия.
Интересно, что за период с 1992 по 2012 год украинские предприятия на экспорт произвели 285 танков и 430 БТР, а вот из наличия ВС Украины за это же время было продано за рубеж 1162 танка, 1221 БРДМ, БМП и БТР, 529 артсистем, 134 боевых самолёта, 112 боевых вертолётов, огромное количество средств ПВО.
Это только официально оформленные контракты, а сколько было «заработано» на контрабанде? Как отмечают эксперты, в 90-е и нулевые годы Украина была просто «ярмаркой технологий», где любая страна, имеющая сильные спецслужбы, могла бы их приобрести.
К примеру, в 2004 году представители Украины бодро рапортовали, что из 31 бомбардировщика Ту-22М3, базировавшихся на военных аэродромах в Полтаве и Николаеве, на американские деньги порезано 30 машин и уничтожено к ним 225 крылатых ракет Х-22. В то же время тогдашний министр обороны Украины Евгений Марчук признавал, что его ведомство не может найти несколько сотен ракет, унаследованных с советских времён.
При этом, как указывают в своих расследованиях независимые украинские журналисты, во многих «теневых» сделках «Укрспецэкспорта» были задействованы непосредственно руководители страны. Как можно судить из скандальных записей, обнародованных бывшим майором госохраны Николаем Мельниченко, одобрение на продажу Ираку в обход санкций ООН радарных комплексов «Кольчуга», способных на большом расстоянии обнаруживать летательные аппараты, в том числе и американские самолёты-невидимки нового образца, тогдашний председатель «Укрспецэкспорта» Валерий Малев получил напрямую от президента Леонида Кучмы.
Известно также, что Украина продала Китаю прототип палубного истребителя Су-33 — Т-10К-3, технологии палубного учебно-тренировочного самолёта Су-25УТГ, передала недостроенный авианесущий крейсер «Варяг», который после достройки вступил в состав ВМС НОАК, недостроенный советский корабль снабжения, который в китайском флоте получил название «Тип 885 «Озеро Цинхай». Также Украина передала Китаю и Ирану оставшиеся на её территории стратегические крылатые ракеты воздушного базирования Х-55, способные нести ядерный заряд, — советский аналог знаменитых американских ракет «Томагавк». Когда же началось расследование этой истории, то несколько ключевых участников неожиданно скончались либо погибли в автокатастрофах. Более того, китайцы (надо думать, с соответствующей подготовкой почвы работой своих разведчиков) всерьёз рассматривали возможность приобретения остававшихся на Украине стратегических бомбардировщиков Ту-160, но эта сделка сорвалась — США заставили украинцев распилить самолёты, причём бесплатно. При этом наивно было бы полагать, что американцы не смогли получить доступ к интересующим их разработкам.
В январе 2015 года появилась информация, что украинский разработчик межконтинентальных баллистических ракет (МБР) КБ «Южное» продал за рубеж документацию на малогабаритную жидкостную МБР «Копьё», работы над которой велись с 1985 года для одноимённого подвижного грунтового ракетного комплекса (ПГРК).
А в ноябре 2017-го стало известно, что директор Национальной разведки США Дэн Коутс намерен контролировать расследование, ведущееся на Украине сотрудниками ЦРУ относительно возможного сотрудничества Киева и КНДР в части развития ракетно-ядерного потенциала, и в первую очередь ракетных двигателей.
Повод — нашумевшая статья в The New York Times, в которой отмечалось, что успех Северной Кореи в испытаниях межконтинентальных баллистических ракет, способных достичь побережья США, скорее всего, связан с передачей технологий с украинского завода «Южмаш». В частности, речь шла о маршевых двигателях с двухкамерными модулями РД-250, которые ставились на ракеты Р-36 (8К67). Они были сняты с вооружения в 1979 году, однако модификации двигателя использовались в гражданских украинских ракетах-носителях «Циклон-2» и «Циклон-3».
Совсем свежий эпизод — в октябре 2017 года Служба безопасности Украины приостановила продажу контрольного пакета акций запорожского предприятия «Мотор Сич» китайскому миллиардеру: Шевченковский районный суд Киева удовлетворил ходатайство Главного следственного управления СБУ об аресте около 56% акций компании. Однако «безпека» подозрительно долго тянула с этим решением и заблокировала продажу только после того, как скандал стал достоянием СМИ.
Вкратце история такова: в феврале 2015 года «Мотор Сич» и Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co подписали меморандум о совместном строительстве в китайском городе Чунцин нового завода по производству двигателей для вертолётов и самолётов, а в апреле 2016-го другая китайская компания — Skyrizon Aircraft Holdings Limited — выдала, украинскому предприятию кредит на 100 миллионов долларов под довольно маленький процент. В июне 2017 года в Антимонопольный комитет Украины пришло письмо с просьбой разрешить гражданину Китая сконцентрировать у себя 56,0009% акций «Мотор Сич».