Главный раскол в христианстве произошёл в далёком 1054 году. Тогда церковь разделилась на католическую и православную. А сейчас у нас есть шанс стать свидетелями не менее масштабного и значимого разделения. Мировое православие трещит по швам из-за украинского вопроса. Константинопольский патриархат, не советуясь с 13 другими поместными церквями, решил взять ситуацию в свои руки. Такое самоуправство мало кому понравилось.
Всего несколько дней назад патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился в Стамбуле с вселенским патриархом Варфоломеем. Предстоятели попозировали перед фотографами, душевно побеседовали и заверили всех в своей дружбе и согласии. Патриарх Варфоломей заявил, что признаёт Украину канонической территорией Русской православной церкви. Предстоятели церквей также пришли к совместному выводу, что нельзя врачевать раскол созданием нового. А значит, давать автокефалию украинским раскольникам Константинополь не будет.
Это однако не помешало ему всего через несколько дней выступить на завершении синаксиса — собрания всех епископов Константинопольской церкви — и заявить, что Константинопольский патриархат имеет исключительные права на решение проблем всего православного мира. По мнению Варфоломея, возникновение трудностей на Украине не ново и создано не Вселенским патриархатом, а Москвой. Предстоятель Константинопольской церкви также поставил под сомнение каноничность подчинения Украинской церкви Московскому патриархату.
В Русской церкви с изумлением восприняли обвинения Варфоломея, который всего несколько дней назад отстаивал иную позицию. Создаётся впечатление, что старый и слабый здоровьем патриарх имеет слишком мало влияния в Константинополе. Более молодые и амбициозные иерархи диктуют своему предстоятелю, что делать. Поэтому его попытка наладить отношения с Москвой провалилась.
Между Константинопольским патриархатом и Московским на протяжении многих лет были разногласия. Не желая расставаться с былым величием, Константинополь не раз ставил палки в колёса самой большой и влиятельной церкви современности. На сегодняшний день у РПЦ около 120 миллионов прихожан, а у Константинополя лишь слегка больше трёх миллионов.
В 1996 году Константинопольский патриархат в одностороннем порядке установил свою юрисдикцию в Эстонии, относящейся к канонической территории РПЦ. Это спровоцировало конфликт между верующими и привело к разрыву общения между Московским и Константинопольским патриархатами на несколько месяцев. Позднее был найден компромисс.
Не раз Константинополь заигрывал и с украинскими раскольниками. Но престарелый патриарх Варфоломей не хочет напоследок породить новый церковный раскол. Однако его мнение больше не имеет значения для других иерархов Константинопольской церкви.
Доподлинно неизвестно, кому пришла в голову эта идея, но патриарх Варфоломей объявил, что «в рамках подготовки к предоставлению автокефалии православной Церкви на Украине», назначил архиепископа Памфилийского Даниила из США, а также епископа Эдмонтонского Илариона из Канады в качестве своих экзархов в Киев.
Тут уже Москва не стерпела. Высокопоставленные представители РПЦ обвинили Константинополь во вторжении. Да и сама Украинская церковь, в интересах которой якобы действует Константинополь, выступила с резким протестом. Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий убеждён, что назначения Варфоломея — грубое нарушение канонической территории УПЦ.
«Назначение константинопольским патриархом своих представителей-епископов на Украине — без согласования с патриархом Московским и всея Руси и блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины — есть не что иное, как беспрецедентно грубое вторжение на каноническую территорию Московского патриархата. Такие действия не могут остаться без ответа», — написал в своём Telegram-канале председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.
Отдел внешних церковных связей УПЦ также обнародовал заявление, в котором возмутился тем, что Варфоломей также не посоветовался перед назначением с митрополитом Онуфрием.
«Епископы с любой Поместной Церкви могут приезжать на территорию другой Церкви, а тем более совершать какие-то действия, только с разрешения предстоятеля местной церкви. Ни приглашения, ни разрешения на вышеуказанные действия Блаженнейший митрополит Онуфрий не давал», — подчеркнул в Facebook зампред ОВЦС УПЦ протоиерей Николай Данилевич.
Также не совсем понятно, кому именно Константинополь собирается давать автокефалию. Прендоставлять её филаретовским раскольникам — чистое безумие, которое не поддержит ни одна из поместных православных церквей. А УПЦ о независимости не просила. Выходит, Константинополь хочет без неё её женить?
Если в ближайшее время Константинопольский патриархат не отступится, мировому православию грозит раскол. С одной стороны останется древнейший, но обезумевший Константинопольский патриархат, раскольники-филаретовцы и, возможно, ещё пара мелких церквей, а с другой — РПЦ и большинство других церквей с миллионами прихожан и международным влиянием. Ну и, как говорится, мы русские, с нами Бог.