Американский стратегический советник по вопросам реформы оборонно-промышленного комплекса Дональд Винтер передал украинской стороне документы, которые позволяют ремонтировать вертолёты семейства «Ми» для зарубежных заказчиков. Такой шаг может иметь долгосрочные стратегические последствия. Командование Североатлантического альянса неоднократно говорило о необходимости сократить зависимость ряда стран от российской и советской техники, которая нуждалась в модернизации. Вероятно, теперь её ремонтом займётся украинская сторона, что снимет часть политических вопросов.
О том, что Украина получила соответствующие сертификаты, сообщил глава украинского оборонного ведомства Андрей Загороднюк. В Facebook министр уточнил, что речь идёт преимущественно о ремонте вертолётов семейства «Ми».
США готовы и дальше поддерживать Украину на пути реформ в сфере обороны и безопасности. В этом я убедился лично во время встречи со стратегическим советником США господином Дональдом Винтером. Мы провели плодотворную беседу о реформе системы закупок и достижении прозрачности этого процесса, — сказал Загороднюк.
По его словам, важно сделать так, чтобы во время закупок была обеспечена защита от какой бы то ни было коррупционной составляющей.
Такому решению предшествовала передача сертификатов соответствия системы качества требованиям стандарта НАТО AQAР 2120 авиаремзаводу «Авиакон». Это произошло в июле 2016 года. Входящий в состав «Укроборонпрома» с 2011 года «Авиакон», как известно, обеспечивает капитально-восстановительный ремонт любой сложности, переоборудование и модернизацию вертолётов семейства «Ми» всех типов. Так, на авиаремзаводе починяют и восстанавливают лёгкие многоцелевые вертолёты Ми-2, боевые вертолёты Ми-24, многоцелевые Ми-26, Ми-8/Ми-17 и другую технику. Ещё в 2018 году сообщалось, что украинская сторона выиграла тендер на $40 млн на ремонт и модернизацию 17 вертолётов Ми-17 — для одного из членов НАТО, Турции. Машины предназначались для турецкой жандармерии.
Получение Украиной соответствующих сертификатов ставит вопрос о правах на «Ми», которая имеет Россия. Западные столицы неоднократно выражали желание снизить зависимость своих партнёров не только от российского вертолётного парка, но и от специалистов, которые обычно занимаются модернизацией. В 2018 году лидеры государств — членов НАТО приняли обязательство снизить зависимость военного блока от оружия и техники советского и российского производства.
Мы привержены работе по целесообразному решению проблемы существующей зависимости от унаследованной военной техники российского происхождения посредством усилий государств и многонационального сотрудничества, — говорится в декларации альянса по итогам саммита 2018 года в Брюсселе.
Проблема заключается в том, что армии восточноевропейских государств продолжают оставаться оснащёнными преимущественно советским оружием, образцов 1960–1980-х годов. Впрочем, некоторые виды этой техники — танки, самолёты и вертолёты — многократно проходили модернизацию. Безусловно, качественных оценок «прайса» полного перехода восточноевропейских армий на стандарты НАТО нет, однако аналитики сходятся во мнении, что речь идёт о миллионах, если не триллионах долларов. Причём оплачивать переход пришлось бы странам самим — из собственного кармана.
Впрочем, дистанция с оборонным и разведывательным секторами России создаётся и благодаря действию односторонних экстратерриториальных санкций США. В 2017 году президент Дональд Трамп подписал закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA), в котором содержатся дополнительные ограничительные меры против России, Ирана и Северной Кореи. Закон в том числе предусматривает применение американских санкций против третьих стран, которые партнёрствуют с РФ в оборонной сфере. На этом фоне первый зампред комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров выражал опасения «относительно возможного выдавливания АО „Вертолёты России“ с корейского рынка под действием антироссийских санкций США». Южанами эксплуатируется 60 вертолётов российского производства — Ка-32 (57) и Ми-172 (3), что составляет примерно 26% парка гражданской вертолётной техники в республике.
Однако Республика Корея — всего лишь один из примеров. Отказаться от российских и советских вертолётов, может быть пока — в силу финансовых причин, — нельзя, но сократить контакты с ремонтными и обслуживающими эту технику структурами — можно. Не исключено, что сертификаты, переданные украинской стороной, рассчитаны как раз на это.