Туркменский лидер приехал к Путину просить на еду

Мир 15 августа, 2018 / 18:45

Россия и Туркмения намерены развивать сотрудничество в сферах экономики и безопасности, заявили президенты Владимир Путин и Гурбангулы Бердымухамедов во время встречи в Сочи. Переговоры состоялись через несколько дней после того, как лидеры пяти стран — России, Туркмении, Азербайджана, Казахстана и Ирана — подписали в Актау конвенцию об использовании Каспийского моря.

«Как и договорились, мы всё-таки проведём с вами сегодняшнюю встречу отдельно, поговорим обстоятельно по нашим двусторонним отношениям. Как вы и предлагали, сделаем это неформально, вдвоём, просто сядем — обсудим все вопросы, которые представляют интерес для двусторонних отношений», — сказал Владимир Путин перед встречей. В свою очередь Бердымухамедов поблагодарил российского коллегу за усилия Москвы в области обеспечения международной безопасности.

Сайт Кремля сообщил, что два лидера обсудили «ключевые вопросы развития двустороннего сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-образовательной и культурно-гуманитарной сферах, а также актуальные региональные проблемы». Как ранее рассказал пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, на встрече планировалось обсудить и сотрудничество в энергетической сфере.

Подписанная 12 августа в казахстанском Актау конвенция закрепила ряд принципов, касающихся использования природных ресурсов Каспия. В частности, документ позволяет Туркмении начать строительство Транскаспийского газопровода. В этом случае Ашхабад может стать конкурентом Москвы в снабжении Европы «голубым топливом». Сегодня весь туркменский газ поставляется в Китай, но выручка от такого экспорта не может решить текущих проблем в экономике, поэтому Туркмения заинтересована в освоении новых рынков. Ситуация же внутри страны такова, что некоторые граждане не имеют возможности купить продукты питания и падают в голодные обмороки.

Фото: Global Look Press

Между Москвой и Ашхабадом также существуют проблемы в области торговли. В 2017 году был подписан договор о стратегическом сотрудничестве двух государств. На различных площадках лидеры стран постоянно подчёркивают доверительное отношение друг к другу и говорят о дружбе. В то же время официальные данные говорят, что сотрудничество имеет слабую экономическую основу. В прошлом году товарооборот между Россией и Туркменией составил всего $428 млн, уменьшившись по сравнению с 2016-м на 52,5%. В общем объёме российской торговли товарооборот с Туркменией составляет менее 0,1%.

Другая важная проблема — безопасность границы Туркмении с Афганистаном. По оценке специалистов, граница остаётся практически открытой, а между различными афганскими группировками и туркменскими пограничниками периодически случаются перестрелки. Как сообщало издание Alex News, в июле этого года в результате столкновений погиб почти целый взвод пограничников Туркмении. Ашхабад опроверг эту информацию, но это не показатель — Туркмения крайне закрытая от посторонних глаз страна.

Станислав Притчин, научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института Востоковедения РАН:

Президенты России и Туркмении виделись всего несколько дней назад в Актау. Видимо, остались нерешённые вопросы, и потому понадобился более детальный разговор. Основная причина новой встречи, на мой взгляд, — сложная экономическая ситуация в Туркмении. Сейчас единственный покупатель газа у Ашхабада — Пекин. Но в КНР «голубое топливо» поставляется по очень низким ценам. При этом у Туркмении много кредитов, и фактически вся выручка уходит на обслуживание долга. В стране наблюдается дефицит основных товаров, отменены ранее действовавшие субсидии на хлеб, соль и другие жизненно важные продукты.

Единственная возможность для Ашхабада улучшить ситуацию — начать продавать газ России. Инфраструктура для этого уже построена, при этом Туркмения может нарастить производство газа, чтобы соблюсти все условия контрактов с китайцами.

Александр Гущин, доцент кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ:

В Туркмении сложное экономическое положение. Как бы власти страны не уверяли всех в стабильности, на самом деле её нет. Весь туркменский газ поставляется в Китай, но зависимость от одной страны — всегда плохо, и Ашхабад пытается диверсифицировать поставки. При этом нет уверенности, что европейскому рынку нужны новые объёмы газа. Для Туркмении было бы выходом возобновить продажи своего газа в Россию, как это было раньше. Естественно, Ашхабаду придётся продавать топливо Москве дешевле, чем оно стоит на мировом рынке. Но и тут есть сложности: у Туркмении есть технические проблемы с разведкой и добычей газа.

Помимо экономических аспектов сотрудничества у Москвы и Ашхабада есть ещё политические вопросы. Россия в обмен на уступки по газу может потребовать от Туркмении большей открытости в плане обеспечения безопасности границы с Афганистаном. Для России важно, чтобы обстановка в Средней Азии была стабильной.