Турецкая газета Hurriyet процитировала слова президента Эрдогана о покупке С-400 по возращении из поездки в Казахстан.
«Наши друзья уже подписали соглашение по С-400. Насколько я знаю, уже даже был внесён задаток. Далее будет процесс передачи кредита от России нам. Я и Путин полны решимости в этой теме», — отметил он.
Если это не очередной информационный вброс, которыми так славится президент Турции, то покупка столь дорогостоящей боевой системы сразу выведет военно-техническое сотрудничество (ВТС) двух стран на совершенно иной, высокий уровень. Агентство Bloomberg оценивает стоимость сделки в 2,5 млрд долларов.
Более того, туркам удалось, если верить Эрдогану, убедить россиян предоставить им кредит. В нынешние кризисные времена Минфин России крайне неохотно идёт на выделение кредитов. Именно кредитный вопрос был ключевым в ходе переговоров по закупке систем С-400.
Пока такие мощные современные системы поставляются только в Китай, Индия — на очереди. Коллеги по Североатлантическому альянсу не устают предупреждать турецкого президента о том, что российские комплексы не могут быть интегрированы в систему НАТО.
«Это мы будем принимать решения касательно нашей свободы. Мы несём ответственность за принятие мер безопасности и защиты нашей страны», — прокомментировал ситуацию Эрдоган.
В своё время именно натовская «несовместимость» и давление НАТО стали причиной аннулирования Анкарой результатов тендера на закупку систем противовоздушной/противоракетной обороны дальнего действия по программе T-LORAMIDS. В нём участвовали российский С-300 «Антей-2500» и С-300ПМУ2, американский зенитно-ракетный комплекс Patriot вариантов PAC-2 и PAC-3, франко-итальянский Aster 30, китайский ЗРК HQ-9. Тогда победили китайцы.
Сейчас на фоне резкого ухудшения отношений с США и Евросоюзом покупка С-400 — акт прежде всего политический. Это месть Вашингтону за военную помощь сирийским курдам и Евросоюзу за то, что Турция так и не стала членом ЕС, и за постоянную критику его внутренней политики.
Военно-техническое сотрудничество России и Турции было очень небольшим. В 1990-е годы Россия передала Турции почти 300 БТР-80 в счёт советского долга. В апреле 2008 года «Рособоронэкспорт» победил в тендере на поставку 80 противотанковых комплексов «Корнет-Э» и 800 ракет (80 млн долларов), обойдя израильскую госкомпанию Rafael и американскую Raytheon.
Если контракт по С-400 состоится, он может стать переходом к более тесному сотрудничеству оборонно-промышленных комплексов двух стран, в том числе и к кооперации. Большая часть турецкой военной продукции производится по лицензиям, чем активно пользуется Германия, отменяя контракт за контрактом на политической конфронтации с Турцией. Относительно самостоятельные сегменты — стрелковое оружие, лёгкая бронетехника и военное кораблестроение. Например, попытки создать отечественное танкостроение (танк «Алтай») в последние годы срывались европейскими участниками проекта. Сотрудничество России и Турции имеет хорошие перспективы. Но что касается С-400, то вряд ли Москва передаст секретные технологии по созданию их систем стране — члену НАТО.